В СТОЛИЦЕ ПОНАСТАВЯТ ПАМЯТНИКОВ

Поставить в Москве памятник теперь станет гораздо проще. Комиссия Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям определила, что решение об установке монументов будет принимать не мэр (как сейчас), а власти округов и даже управ.

Сейчас, чтобы новый памятник появился в столице, его должна одобрить сначала Комиссия по монументальному искусству (ее персональный состав определяет Мосгордума), а затем депутаты. Но окончательное решение принимает мэр. Парламентарии попытались сделать эту процедуру демократичнее.
- Если поправки примут, то мэр и комиссия будут принимать решения только об установке новых памятников в историческом центре города, а остальные территории отдадут на усмотрение местных властей, - рассказали "Труду" в Комиссии по культуре и массовым коммуникациям МГД. - Если глава управы сочтет нужным, чтобы сквер украшала статуя, он вправе разрешить.
Интервью: Марат Гельман
"НЕ ГОРОД, А КЛАДБИЩЕ"
- Марат Александрович, как вы оцениваете московскую городскую скульптуру, есть ли достойные образцы?
- В Москве ставят лишь монументы с целью увековечить чью-то память. Они превращают город в кладбище, только там все сооружения - памятники. А в городе должна быть скульптура, которая дополняет архитектурные ансамбли, украшает территорию.
- А есть ли в мире города, которые скульптура действительно украшает?
- Безусловно, например Чикаго и Барселона, там много оригинальных скульптур, которые делают их неповторимыми. Так, в Чикаго много небоскребов, получается однотипная среда нечеловеческих масштабов, а скульптуры приближают город к человеку. Скульптуру Пикассо, например, облюбовали дети.
- Почему в Москве не появляются такие скульптуры?
- У нас сама система такова, что монумент может появиться только по инициативе родственников либо коллег выдающегося человека. Какие-то абстрактные скульптуры поставить вообще невозможно. По какому принципу власти решают, что устанавливать, неясно. По городу бессистемно ставят бронзовые болванки.
ПОСМОТРЕТЬ НЕ НА ЧТО
Евгений Святский, художник:
- Столичные власти в выборе скульптур руководствуются только вкусом градоначальника. Никакой эстетической ценности такое "искусство" не имеет. Его ценность - в отображении нашего времени. Я не большой поклонник поп-арта, но "Игла" Ольденбурга, прошивающая улицу, потрясает.
Вадим Церковников, скульптор:
- Все проходные работы! Есть хорошие памятники Пушкину, Маяковскому, но они возведены раньше. Из современных могу отметить московский памятник Араму Хачатуряну Жоры Франгуляна - философская скульптура. А так у нас одни куклы. Скульптура должна заставлять задуматься, а этого нет.
Галина Шилина, скульптор:
- Когда мы устанавливали Памятник российской интеллигенции, были спонсоры, и Москва должна была просто принять этот дар, но только на согласования ушло три года. Ощущение, что у властей цель - не поставить памятник. Зеленый свет небольшой группе скульпторов, талантам не пробиться.