Американский «Лебедь» на российской тяге

Частный грузовой корабль снова готовится к стыковке с МКС

Сегодня частный грузовой корабль Cygnus (в переводе «Лебедь») готовится предпринять еще одну попытку пристыковаться к Международной космической станции. Первая оказалась неудачной, но это не мешает нашим конструкторам принимать поздравления. Потому что американский корабль благополучно вывел на орбиту двигатель, разработанный советскими конструкторами.

Cygnus, напоминающий огромный серебристый металлический цилиндр, стартовал 18 сентября не с главного космодрома США во Флориде, а с полигона на острове Уоллопс на восточном побережье штата Вирджиния. Именно там находится коммерческий Среднеатлантический региональный космопорт, откуда удобнее запускать частный космический грузовик. Впрочем, не только этот корабль, но и отправившая его в космос ракета «Антарес» — тоже частная и тоже созданная американской компанией Orbital Sciences Corporation. Такой вот принцип: все частное — космодром, ракета, корабль...

Тем примечательнее тот факт, что на первой ступени «Антареса» установлены не американские двигатели, а советские. Разработаны они еще в СССР более 40 (!) лет назад под руководством выдающегося конструктора Николая Кузнецова для создававшейся в то время мощной ракеты Н-1.

Тогда вышла на финишную прямую лунная космическая гонка. Для дальнего полета нам позарез нужен был сверхтяжелый носитель Н-1, однако первые четыре запуска оказались неудачными. Американцы высадились на Луну первыми, и советские руководители распорядились вообще закрыть лунную программу. При этом зачем-то приказали уничтожить весь немалый запас новеньких, весьма эффективных ракетных двигателей, для которых тогда не нашли применения. Николай Кузнецов приказ не выполнил и, рискуя должностью, дал секретное указание спрятать эти перспективные изделия.

Когда спустя десятилетия конструкторы решили проверить ракетный мотор, то пришли в полное изумление: двигатель работал великолепно! Причем характеристики отвечали требованиям уже нового времени. Сенсацией стало решение американцев, купивших у нас 40 двигателей НК-33 (между прочим, по миллиону долларов за каждый) для своих ракет-носителей. В США их, правда, начинили электроникой, добавили карданный шарнир и дали новое название — AJ-26. И первая ступень «Антареса» оснащена двумя такими кислород-керосиновыми двигателями.

После запуска американского «Антареса» на прошлой неделе губернатор Самарской области Николай Меркушкин поздравил работников самарского предприятия ОАО «Кузнецов», где создавался двигатель НК-33. «Этот старт, — говорится в телеграмме, — еще раз подтвердил высокий уровень профессионализма наших специалистов, продемонстрировал возможности аэрокосмического комплекса Самарской области».

Корабль отправился в космический полет, взяв курс на МКС. Проблема возникла, когда Cygnus приблизился к звездному дому на расстояние 15 километров. В воскресенье за 5 часов до стыковки система управления корабля, как и предписывалось программой полета, установила прямую связь с электронной аппаратурой МКС. При этом автоматика начала анализировать данные GPS-навигации, сравнивать, соответствует ли им выдача команд на сближение и другие параметры. И тут неожиданно обнаружился непонятный сбой: некоторые данные, полученные со станции системой управления кораблем, не вписывались в установленные границы. Проще говоря, появились «глюки». И Центр управления в Хьюстоне сообщил экипажу Международной космической станции, что стыковка откладывается как минимум на 48 часов. Специалисты компании Orbital Sciences еще в воскресенье сообщили, что удалось выяснить причину нештатной ситуации и ошибка в программном обеспечении будет исправлена. Если все пойдет по плану, то уже сегодня 17-метровая рука-манипулятор, которой будет управлять находящийся на МКС итальянец Лука Пармитано, захватит грузовик и поднесет его к стыковочному узлу...

Остается добавить, что в Америке частные компании активно вторгаются в сферу пилотируемой космонавтики. Кроме создателей Cygnus есть еще компания SpaceX, чей грузовик Dragon уже два раза летал к космической станции. Инициатором привлечения частников стало само американское космическое агентство. НАСА разработало масштабную программу «Коммерческая орбитальная транспортировка», предусматривающую создание коммерческих кораблей, которые после прекращения полетов шаттлов будут доставлять грузы, а в перспективе и людей на МКС. В рамках этой программы, например, компания Orbital получила от НАСА 288 млн долларов на разработку грузового корабля и ракеты «Антарес». А еще подписан контракт на сумму 1,9 млрд долларов, в соответствии с которым Cygnus должен будет совершить восемь полномасштабных грузовых рейсов на МКС.

Может возникнуть вопрос: рационально ли использует НАСА деньги, выделенные на реализацию программы? Зачем, например, иметь дело с компанией Orbital, если ее космический грузовик по многим параметрам уступает кораблю Dragon? Полеты «Лебедя» намного дороже, он доставляет вдвое меньше груза, к тому же на Землю обратно не возвращается, а сгорает в атмосфере, как и наш «Прогресс».

Но НАСА идет на дополнительные расходы, поддерживая обе компании, чтобы развивать конкуренцию, соперничество. Впрочем, и у нас так было в пору, когда в космонавтике мы были впереди планеты всей. Потому и умели создавать двигатели, которые спустя 40 лет поднимают на орбиту современные корабли.