НЕУЮТНО В ПОРТУ ВЕНТСПИЛСА

Иностранцы часто сетуют на то, что бизнес в нашей стране делать трудно из-за непонятного, запутанного законодательства, из-за конфликтов с местными бизнес-структурами. А как относятся к российским инвесторам за границей, в ближнем зарубежье?

В Латвии есть город Вентспилс, администрацией которого руководит Айвар Лембергс. По его мнению, Вентспилсский торговый порт (ВТП) во многом "является российским". Г-н Лембергс проводит большую работу с российскими экспортерами, чтобы привлечь их к заключению контрактов на поставку грузов через этот порт. Утверждая, что здешний порт - это "почти что российская земля", г-н Лембергс тем не менее старается никогда не упоминать, как здесь обходятся с российскими акционерами, которые были настолько наивны, что купили акции ВТП.
История вытеснения российских акционеров началась в 1999 году, когда очень влиятельный в порту бизнесмен и, по слухам, один из его владельцев, гражданин Латвии с нелатышской фамилией Олег Степанов решил, что ему не пристало расплачиваться по долгам, которые накопились у ВТП перед ОАО "Кузнецкие ферросплавы" и фирмой "Ньювента", хотя они и владеют более чем 23 процентами акций.
Еще совсем недавно через этот порт шел огромный поток грузов с предприятия "Кузнецкие ферросплавы", расположенного в Новокузнецке, а также от других заводов, производящих ферросилиций и ферросплавы, необходимые в металлургии. Порт получал неплохую прибыль, однако уже в первой половине 2000 года объем перевалки ферросплавов в порту упал до 73 тысяч тонн, хотя в первой половине 1999-го он составлял 594 тысячи тонн. Причина падения, по-видимому, в том, что г-н Степанов, задолжав значительные суммы российскому предприятию, решил попросту его захватить, а долги аннулировать. Предпочитая оставить у себя деньги, а также локомотивы стоимостью почти 15 млн. долларов, которые были приобретены по его просьбе "Кузнецкими ферросплавами", Степанов сумел договориться с несколькими гражданами Югославии и, воспользовавшись либеральным отношением российского законодательства к инвесторам, незаконно сместил в середине июля руководство завода. Затем, не дожидаясь судебных разбирательств по этому факту, Степанов перенес действия в Латвию.
В конце июля прошло собрание акционеров ВТП. Его итоги плачевны для российских компаний. Вопреки утверждениям г-на Лембергса этот "российский" порт исключил россиян из совета, который курирует и определяет работу порта. Если бы русских не поддержали представители несколько компаний из Риги, которые также присутствовали на собрании, то в ближайшей перспективе был бы запущен механизм дополнительной эмиссии акций, который почти полностью уничтожил бы долю "Кузнецких ферросплавов" и "Ньювенты".
Когда подобные казусы с иностранными акционерами случаются в России, к делу подключаются МИД и другие ведомства "обиженной" стороны. В случае же с выведением из совета одного из крупнейших акционеров Вентс-пилсского порта неудовольствия не выразило даже посольство России в Латвии.
Инцидент в порту свидетельствует об отсутствии в нашей стране механизма защиты отечественных компаний против произвола со стороны таких бизнесменов, как Степанов, действующих совершенно безбоязненно и без оглядки на городские властные структуры. В то время как г-н Лембергс и другие латвийские политики стараются наладить конструктивный диалог с Россией, г-н Степанов подчеркнуто демонстрирует нежелание расширять транзит российских грузов через порты Латвии.