В суровом военном 1942 году в здании, построенном еще в мирные годы для шарикоподшипникового
В суровом военном 1942 году в здании, построенном еще в мирные годы для шарикоподшипникового завода, стали монтировать оборудование, полученное по ленд-лизу от корпорации Форда. А поздней осенью 1945-го Московский шинный завод был сдан. Как водится, в середине девяностых началась еще одна война. На этот раз за контроль над рентабельным предприятием - число машин в Москве и в целом в России росло, а потому "обувать" "железных коней" было делом крайне перспективным.
Завод прошел через все круги приватизации: менялись хозяева-временщики, которые, управляя контрольным пакетом предприятия аж с Кипра, ставили одну цель - направить денежные потоки завода в свои бездонные карманы. Кончилось все введением внешнего управления, а многострадальный контрольный пакет акций оказался в руках у столичных властей.
Фактически новое возвращение завода под контроль государства стало его вторым рождением. Вопреки апокалипсическим предсказаниям записных либералов, завод не рухнул под тяжестью бюрократического контроля. Издержки управления не превратили его ходовую продукцию в неконкурентоспособную. Никто не стал диктовать заводу, как ему выживать в новых условиях, требуя неукоснительного выполнения директив. Столичная власть просто протянула руку помощи заводу, который нуждался в стабильности и реструктуризации поднакопившихся долгов. МШЗ отнюдь не собирался камнем лечь на городской бюджет.
Наоборот, менеджеры завода не сидели сложа руки в ожидании решения своей судьбы. Раньше многих своих коллег они поняли, что шанс выжить - в гибкости, в формировании портфеля разнообразных заказов. К разработке и постановке на конвейер шин для все более многочисленного стада иномарок "автомобильные обувщики" подошли с той же серьезностью, как в свое время к выполнению заказов АЗЛК и ЗИЛа.
Столичных шинников по-прежнему интересуют отечественные гиганты, однако главная ставка была сделана на диверсификацию заказчиков. А потому, когда, к примеру, остановился главный конвейер АЗЛК, сборочные агрегаты МШЗ не простаивали. Причем акцент был сделан именно на качество, которое ни за что не должно было быть погребено под растущим валом.
Особенно такой подход стал заметен в печальный дефолтный август двухлетней давности, когда резкий скачок цен на импорт открыл нежданные перспективы перед отечественными производителями. Тогда, казалось, было самое время увеличить выход продукции, используя любое подвернувшееся сырье, - шины, доступные по цене, продавались как горячие пирожки. Но менеджеры ОАО "Московский шинный завод" решили, что честь и репутация дороже сиюминутной выгоды. И ни на йоту не снизили своих требований к качеству. Когда дефолт в России был психологически пережит, завод не только сохранил свою традиционную клиентуру, но и приобрел новую.
В результате заводом, контролирующим устойчивый рынок и продемонстрировавшим разумный менеджмент в самых критических ситуациях, заинтересовались мировые шинные гиганты. Те, что давно хотели прийти в Россию, но не знали, через какую дверь.
Так что же привлекло крупнейших шинных гигантов в родственном московском предприятии, кроме внедрения там гибких технологических процессов, жесткого контроля за качеством, желания и умения производить небольшие партии товара?
Факторов, повлиявших на выбор западных промышленников, уже не первый год искавших себе партнеров в России, оказалось несколько. Во-первых, за Московским шинным заводом стоит авторитет столичного правительства. А для крупных западных партнеров - это лучшая гарантия того, что любая заключаемая сделка будет прозрачной, освобожденной от присутствия дополнительных посредников. Особенно из числа тех, для кого феня привычнее профессиональной лексики управленцев. Во-вторых, московские власти всегда точечно поддерживают важнейшие предприятия, без которых трудно представить индустриальное лицо страны. Наконец, усилиями команды Ю.Лужкова Москва вообще стала ключевым субъектом в сфере развития межрегиональной интеграции, освоения перспективных российских рынков.
Кстати, специалисты концерна "Континенталь" со штаб-квартирой в Ганновере провели переговоры с рядом холдингов, в состав которых входят и шинные заводы, но предпочли Московский шинный. Почему? Кроме целого слоя дополнительных посредников, которыми отличается именно наш приватизированный частный сектор, немецким экспертам пришлось столкнуться с феноменом возможного "размазывания" их инвестиций. Иными словами, владельцы предполагали вложить немецкие деньги сразу в систему своих предприятий, в то время как "Континенталь" предпочитает инвестиции строго адресные - только в шинное производство.
В конечном итоге, как заявил генеральный директор Московского шинного завода Владимир Ежов, с коллегами из "Континенталя" подписали договор об эксклюзивном сотрудничестве, что на деле означает следующее: партнеры свой взаимный выбор уже сделали.
Естественно, что переговоры с "Континенталем" даже после подписания эксклюзивного договора идут напряженно. Стороны ищут компромисс, постепенно сближая собственные видения проектов.
А пока суд да переговорное дело, ОАО "Московский шинный завод" с оптимизмом встречает свой юбилей. На его конвейере 60 моделей покрышек для легковых машин - от скромной, но юркой "Оки" до мощных джипов. И кажется, что само колесо судьбы "обуто" в продукцию МШЗ.