30 ЛЕТ БЕЗ РАЗВЕДКИ

Похоже, с привычкой считать Россию самой богатой по природным ресурсам державой скоро придется расстаться. Такой вывод можно сделать по итогам парламентских слушаний в Госдуме, где члены правительства, депутаты и ученые обсуждали государственную стратегию использования минерально-сырьевой базы.

Оказывается, за последние 30 лет в России не освоено ни одного крупного нефтегазового региона. А добывающие предприятия, освобожденные в 1992 году от уплаты налогов на геологоразведку, все это время в основном проедали разведанные в советское время запасы. Капитальные вложения в топливный комплекс за 8 лет сократились втрое.
Зам. министра природных ресурсов Иван Глумов заявил, что по запасам полезных ископаемых в расчете на жителя мы многократно превосходим показатели других стран, но при этом уступаем почти всем по их освоению. Он привел в пример Норвегию, где на морском шельфе берут сегодня 144 миллиона тонн нефти в год, в то время как у нас такая добыча едва дотягивает до миллиона. Представитель Минэнергетики Валентин Шелепов сказал, что "в результате обвального спада геологоразведочных работ с 1992 по 2000 год разведанные запасы нефти уменьшились на 13 процентов". Открываем мы месторождений "черного золота" на уровне 200 миллионов тонн, а добываем за год - больше 300. По газу эти цифры соответственно - 250 и 600 миллиардов кубометров.
В числе мер, которые могут исправить ситуацию, депутаты предложили внести поправки в Налоговый кодекс. Речь идет о введении дифференцированной шкалы налога на добычу ископаемых на разных стадиях освоения месторождений. Кроме того, пора десятилетней давности положение "О порядке лицензирования пользования недрами" заменить законом, который бы четко определил порядок пользования недрами. И, в частности, обязал бы вкладывать деньги в расширение сырьевой базы добывающие компании, которые пока просто пользуются месторождениями и увеличивают за их счет уровень капитализации своих активов. Участники слушаний сошлись во мнении, что государство в таких случаях вправе требовать от компаний компенсации за невыполнение лицензионных условий. Например, наказывать нарушителей рублем и требовать возврата средств, потраченных им, государством, на геологоразведку.