НЕФТЯНОЕ ПЯТНО НА БЮДЖЕТЕ-2002

В понедельник к закрытию Международной нефтяной биржи в Лондоне стоимость барреля (159 литров) нефти марки "брент" по декабрьским и январским фьючерсам снизилась соответственно до 21,05 и 21,26 доллара США. А среднесуточная цена на нефть, добываемую совокупно Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК), составила по итогам минувшей недели 19,31 доллара за баррель - самый низкий показатель за последние два года.

Именно эти тревожные сводки и привели в Москву Уго Чавеса, который выступал не столько в своем основном качестве президента Венесуэлы, сколько в роли председательствующего в ОПЕК. На встрече в Кремле с Владимиром Путиным прозвучали понятные опасения, что непрекращающееся замедление темпов роста мировой экономики будет и дальше снижать спрос и цены на "черное золото". Вот уже три недели подряд, как цена на нефть ОПЕК опустилась ниже границы установленного коридора в 22 - 28 долларов США за баррель. В иной ситуации это автоматически привело бы в действие заранее оговоренные контрмеры - согласованное сокращение нефтяного экспорта на 500 тысяч баррелей в сутки. Но в условиях спада деловой активности по всему миру никто в ОПЕК не спешит этого делать, опасаясь еще худших последствий.
Столь печальная тенденция вызывает в России не меньшую головную боль. Мы изначально находимся в более уязвимом положении: наши сорта нефти типа, например, "юралс" стоят на мировом рынке дешевле, хотя их себестоимость из-за сложности добычи выше. Только что сверстанный госбюджет на 2002 год исходит из того, что мы будем зарабатывать по 23,5 доллара на каждом барреле, при этом предвкушаемые сверхдоходы на сумму в 127 миллиардов рублей в Думе уже радостно разверстали по конкретным адресам. Между тем сегодня реальная цена за нашу нефть приближается к уровню 18,5 доллара за баррель. Возникает реальная угроза вынужденной перекройки бюджетных планов, а значит, урезание традиционных расходных статей, а следовательно, срыв многих обещаний, данных как исполнительной, так и законодательной ветвями власти.
Президент Чавес явно исходил из этой кровной заинтересованности России в высоких ценах на углеводородное топливо, когда после посещения Алжира и восьми европейских стран внес коррективы в свое спешное турне, включив в него такие страны, зависящие от экспорта нефти, как Саудовская Аравия, Ливия, Иран, входящие в ОПЕК, а также Россия. Однако итоги его переговоров в Москве, по мнению обозревателей, далеко не однозначны. С одной стороны, Москва не дала никаких обещаний, что будет готова поддержать ОПЕК и по доброй воле сократить экспорт своей нефти (схожие увещевания были адресованы от имени ОПЕК еще двум крупнейшим производителям "черного золота", но не состоящим членами картеля - Мексике и Норвегии). С другой - президенты договорились о "координации действий".
В настоящий момент речь не идет о сокращении производства нефти в России, отметил министр иностранных дел Игорь Иванов, а только о поддержании "справедливого коридора цен". Каким образом удастся всем заинтересованным государствам добиться справедливости, повлияв в своих интересах на складывающуюся рыночную конъюнктуру, пока остается самой большой загадкой. Но время не терпит, и ее придется в том или ином виде разрешить на предстоящей в ноябре сессии ОПЕК.