НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ЛИШЬ "ДЕЛИКАТЕСАМИ"

Вот и доигрались... По итогам опроса ВЦИОМ, обнародованного на днях, уровень доверия к телевидению упал с 75 процентов в 1991 году до 13 процентов в 2002-м.

Зритель, конечно, по-прежнему смотрит (выбора-то по большому счету нет) цинично-расчетливые передачи про криминальные и политические разборки, привычно "кушает" мыльные оперы и агрессивно-безвкусные ток-шоу, вязнет в частоколе назойливых телеигр, давится рекламой пива и прокладок, но телеэкрану в основной своей массе больше не верит. Это ли не приговор нашему нарциссически-самовлюбленному центральному ТВ, политика которого все больше вступает в очевидное противоречие с реальной жизнью страны, все реже и реже попадающей в рамки голубого экрана?..
Но есть, оказывается, на просторах России и совсем другое телевидение. Оно редко номинируется на ТЭФИ, предпочитает обходиться без слова "телезвезда", зато оно лучше знает подлинные заботы и нужды народа, говорит с ним на понятном ему языке, оно искренне и сердечно, умно и талантливо. Убедиться в этом довелось на VI телевизионном фестивале "Золотой бубен" в Ханты-Мансийске, где было показано более 200 программ и фильмов из 76 городов России, в основном небольших. Но дело они делают по-настоящему большое...
- Я не пропустил ни одного фестиваля в Ханты-Мансийске, - говорит член жюри, известный кинорежиссер, лауреат Государственной премии России Владимир Герчиков, прославившийся замечательным документальным телесериалом "Кучугуры и окрестности". - Шесть лет назад это был, по сути, "домашний" фестиваль, на котором доминировали крошечные студии из Ханты-Мансийского округа. Большая часть работ делалась на примитивной технике. Нередко чувствовалось отсутствие не то что мастерства, но элементарного ремесла. Совсем иная картина складывается сегодня. Значительно расширилась география конкурса, она охватывает уже едва ли не всю Россию - от дальневосточного Благовещенска до подмосковного Сергиева Посада. Видно, как мощно растет техническое оснащение студий, особенно сибирских. Цифровые камеры, компьютерная графика стали здесь привычным, даже обыденным явлением. Но технические новации служат не оболваниванию, "зомбированию" зрителя, как это нередко случается на московских каналах, а его просвещению, воспитанию, приобщению к подлинным ценностям.
- Региональное ТВ, - продолжает Герчиков, - по своей природе ближе к земле, людям - и потому, я уверен, за ним будущее. Уже сегодня на местах оно превосходит по всем рейтингам центральные каналы. И это глубоко справедливо. Меня, например, порадовал необычный документальный цикл "Надежды малой России", сделанный моим земляком из Воронежа Виктором Фанайловым. Всего одну минуту длится каждый мини-очерк, во время которого его герой - а это может быть пенсионер, доярка, рабочий-путеец, художник, кузнец - говорит несколько слов о себе, о светлых и горьких минутах своей жизни, делится надеждами. И в этих безыскусных, порой чуток корявых исповедях больше правды, чем в бодряческом наигрыше Никиты Михалкова, который, помнится, "летал" с помощью ОРТ в космосе и уверял нас, что самые лучшие девушки живут в Самаре. Но то был оптимизм деланный, искусственный, а здесь он - естественный, человечный, живой. И этому выстраданному оптимизму веришь больше...
К словам мэтра телережиссуры нужно добавить, что таких искренних, глубоких, неожиданных передач и фильмов на фестивале было немало. Для многих из них, увы, не хватило "Золотых богинь", которые вручались по каждой из 16 номинаций конкурса. Меня, например, захватила публицистическая программа "Женская логика", которую в Красноярске делает сонм очаровательных и талантливых девушек, отнюдь, как выяспилось, не озабоченных выморочными проблемами феминизма. Наоборот, все 30 минут передачи и авторы репортажей, и ведущая программы Анна Кириллова поверяют нашу пеструю, противоречивую жизнь логикой здравомыслия, прагматизма, пользы. Ведь мужчины зачастую играют в политические и другие свои мужские забавы, а женщинам надо каждодневно накрывать на стол, покупать продукты, водить ребенка в сад - оттого и реальную жизнь они знают предметнее.
Это видно и по передаче "Женская логика", которая делается с таким ироничным изяществом, вскрывающим несовершенство нашей политической кухни - например, вопиющий маразм "черных" избирательных технологий, что я рекомендовал бы ее в качестве обязательного видеопособия для депутатов Госдумы. Но Красноярск далеко, Москва - вот она рядом, и депутаты смотрят вечером какие-нибудь "Деликатесы" Светланы Конеген, считая, что это и есть образец иронии и вершина женской логики...
Есть, на мой вкус, чему поучиться московским коллегам и у тележурналиста из Екатеринбурга Андрея Титова. Еженедельно он выходит в эфир с 20-минутной просветительской передачей "И я там был", посвященной истории небольших городов Свердловской области. На конкурс он прислал программу, рассказывающую о Невьянске, названия которого я, грешный, никогда раньше не слышал. Теперь мне очень хочется побывать в нем, настолько увлекательно, заразительно, с добрым юмором и с огромной любовью к людям поведал автор об этом городе мастеров - первой вотчине заводчиков Демидовых. Здесь и поныне вдохновенно трудятся металлурги и гончары, золотоискатели и стеклодувы, часовщики и звонари. Здесь, как и в Пизе, есть своя наклонная башня, здесь люди не говорят, а бают, здесь сам телеведущий превращается в этакого баюна, сыплющего по ходу передачи ироничными шутками-прибаутками, образными сравнениями, сочной старорусской речью. Это вам не вымученные восторги Дмитрия Крылова, томно воспевающего луга альпийские и золото турецких пляжей.
А сколько изобретательности, выдумки проявляют региональные журналисты в освещении "большой" политики! Например, приехал в Красноярск президент России Владимир Путин, да пробыл в городе на Енисее недолго - всего 4 часа. Далеко не все журналисты смогли хоть на минуту прорваться к главе государства. А выйти без репортажа об этом событии - нельзя. И вот репортер Светлана Нажалова идет - в буквальном смысле этого слова - по следам Путина. Она заходит в ресторан, где обедал президент, расспрашивает официантов и поваров о его гастрономических пристрастиях, выходит на улицу, по которой проехал кортеж, беседует с водителями, ларечниками, другими свидетелями этого стремительного визита. И постепенно из тонких деталей, ненавязчивых подробностей, зафиксированных камерой, вырастает непарадная сторона этого события. Вырастает, как ни парадоксально, образ ни разу не показанного в кадре президента, который - это ясно из россыпи интервью - пользуется любовью и уважением простых людей, порой до чрезвычайности трогательным. Это и есть настоящее телевизионное мастерство: восполнить нехватку официальной информации наблюдениями над живой жизнью, показать событие не в лоб, а с неожиданной стороны - и тем открыть его глубинный смысл. Мне кажется, и здесь региональные телевизионщики дают фору своим московским коллегам, развращенным легким доступом "к телу" первых лиц государства.
- Я впервые за долгие годы выбрался на фестиваль регионального телевидения, - говорит член жюри, ведущий популярной программы "Умники и умницы" Юрий Вяземский. - Я потрясен его уровнем и качеством, мощным духовным потенциалом. Телекомпании из Екатеринбурга, Красноярска, Мурманска, Сергиева Посада, на мой взгляд, сегодня являются лидерами российского ТВ. Я уверен, например, что не отмеченная призом молодежная передача "Траектория", которую делают в маленьком Югорске, интереснее, глубже, чем все аналогичные программы, которые идут по ЦТ. Региональное телевидение молодо, живо, заразительно, в нем сегодня начисто отсутствует дух бесплодного разрушительства, здесь преобладает позитивное, жизнестроительное начало. В Москве, к сожалению, все больше передач делается для того, чтобы зарабатывать деньги. Я не ханжа и должен признать, что без богатых рекламодателей телевидение сегодня не выживет. Но нельзя служить лишь Момоне, нельзя гнать только голую развлекуху да политический заказ - телевизионщикам нужно помнить о своей ответственности перед зрителями, перед народом. В провинции, в глубинной России об этом, слава Богу, помнят.