ВАЛЕНТИН ПИСЕЕВ: ЧЕМПИОНСКАЯ РОСПИСЬ НА МОСКОВСКОМ ЛЬДУ

- Валентин Николаевич, в чем главная особенность чемпионата мира-2005 в Москве?
- Думаю,

- Валентин Николаевич, в чем главная особенность чемпионата мира-2005 в Москве?
- Думаю, этот праздник лишний раз докажет, насколько высока планка, достигнутая российским фигурным катанием. Ведь за последние годы в Москве и Санкт-Петербурге мы провели восемь мировых этапов Гран-при, и все они получили высокую оценку за отличную организацию.
Есть и другой важный аспект: первый в истории чемпионат мира по фигурному катанию был проведен в 1896 году именно в России. С той поры прошло целое столетие, и вот мировой форум снова возвращается в нашу страну, которая уже на протяжении полувека выступает законодателем мод на международной арене...
- Известно, что традиции российской школы фигуристов закладывались многие десятилетия. Кто, на ваш взгляд, выступал в роли первооткрывателей, создателей отечественной школы?
- Для болельщиков бум вокруг фигурного катания начался с чемпионата Европы 1965 года во Дворце спорта в Лужниках. Телерепортажи о героях праздника вызвали громадный интерес у миллионов зрителей. В метро, магазинах, театрах и просто на улицах имена ледовых "звезд" звучали даже чаще, чем имена знаменитых футболистов. И хотя многие еще не понимали смысла таких терминов, как "тулуп", "лутц" или "тодес", красоту комбинаций, эстетику, хореографию оценили сразу.
А самой большой сенсацией этих лет стала победа московской пары Ирины Родниной и Алексея Уланова на чемпионате мира 1969 года в Колорадо-Спрингс (США).
О триумфе Родниной и Уланова западная пресса отзывалась так: "Тренер из Москвы Станислав Жук привез на Запад "русскую бомбу", которая взорвала спортивный мир... " Помню, всех поражал необычный стиль этого дуэта, фигуристы молниеносно меняли темп скольжения, выполняли подряд 4-5 прыжков, не снижая при этом скорости. Подобные каскады элементов стали самой важной новинкой мирового фигурного катания. Да и на Олимпийских играх 1972 года в Саппоро Роднина с Улановым уверенно завоевали золотые медали.
Затем начался новый этап в становлении нашей школы парного катания: Станислав Жук вывел на мировую арену еще один удивительный дуэт - Марину Черкасову и Сергея Шахрая, которые с блеском исполняли подкрутки в четыре оборота, каскады из 5-6 элементов. Это было признано тоже маленькой "революцией" в технике фигурного катания.
Наконец, в 1988 году новые ученики Жука - Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков продолжили традицию уникальной московской школы, став олимпийскими чемпионами и чемпионами мира.
- Валентин Николаевич, благодаря усилиям московских фигуристов в программу Олимпийских игр включены спортивные танцы. Что предопределило такой поворот?
- В 60-е годы знаменитая английская школа танцев уступила роль законодателей моды мастерам из Москвы. Самый яркий период начался с приходом в танцы талантливого тренера Елены Чайковской. Самобытность ее тренерских замыслов предопределена еще и тем, что она окончила театральный институт имени Луначарского (балетмейстерское отделение), а затем воплотила свои знания в спортивных программах. Вот что рассказывала об этом сама Чайковская:
"Будущая звезда танцев Людмила Пахомова пришла ко мне в 1966 году с новым партнером Александром Горшковым. Пахомовой нужен был именно такой партнер - терпеливый, настойчивый, самоотверженный.
Пахомова и Горшков побеждали на шести чемпионатах мира, а их творческой вершиной стала олимпийская программа 1976 года, принесшая золотые медали. Во многом благодаря достижениям российского дуэта танцы и оказались включены в программу олимпиад. В дальнейшем победную эстафету подхватили другие ученики Чайковской - Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Владимир Ковалев, Владимир Котин, Мария Бутырская.
Своеобразие московских традиций во многом обусловили творческие поиски талантливого тренера Татьяны Тарасовой, которая в наше фигурное катание внесла особый дух смелого экспериментаторства. Видимо, свою роль сыграло влияние ее отца - знаменитого хоккейного наставника Анатолия Тарасова. В 70-е годы Татьяна Тарасова воспитала превосходный дуэт танцоров - чемпионов мира Ирину Моисееву и Андрея Миненкова, а позднее еще одну блестящую пару - олимпийских чемпионов Наталью Бестемьянову и Андрея Букина. Много сил Татьяна отдала подготовке олимпийских чемпионов Ирины Родниной и Александра Зайцева, а в 90-е годы - целой плеяде фигуристов и в танцах на льду, и в одиночном катании.
- Видимо, стоит особо вспомнить и такую яркую личность, как наш первый чемпион мира в одиночном катании Сергей Волков?
- Да, этот московский фигурист, воспитанник тренера Виктора Кудрявцева, внес свой вклад в прогресс мирового одиночного катания. Ему удалось первым из советских фигуристов выиграть чемпионат мира 1975 года в Америке.
Вообще, школа Виктора Кудрявцева удивляет знатоков уже на протяжении десятилетий. У него начинали такие яркие таланты, как олимпийский чемпион Илья Кулик, чемпионка мира Мария Бутырская, вице-чемпионка мира Елена Соколова.
- Как проходит подготовка к чемпионату мира-2005?
- Ареной для него выбран значительно обновленный Дворец спорта в Лужниках, где мы в свое время успешно провели десятки международных турниров. Участникам будут предоставлены лучшие отели Москвы, завершается съемка рекламного фильма "Москва принимает ледовых виртуозов". Ну и, наконец, самая любопытная деталь - талисманом чемпионата определен симпатичный "золотой петушок" - образ, символизирующий русскую сказку...