"ЖЕРТВУ" ОЦЕНИЛИ В РИМЕ

Сенсацией завершился первый международный кинофестиваль в Риме, который был задуман в качестве альтернативы Венецианскому киносмотру. Главный приз - копия статуи Марка Аврелия - и прилагающиеся к нему 200 тысяч евро достались российскому режиссеру Кириллу Серебренникову за фильм "Изображая жертву".

Напомним, что ранее эта картина завоевала Гран-при Открытого российского кинофестиваля в Сочи. Но еще до объявления результатов сочинского "Кинотавра" ленту пригласили в Рим, взяв у режиссера обещание не вести переговоров ни с каким другим фестивалем мира. Вскоре поступило приглашение и в Венецию, но Серебренников отказался от острова Лидо в пользу Рима. Как теперь выяснилось, не зря...
Отличие римского феста от других кинористалищ состоит в том, что здесь нет профессионального жюри. Приз присуждало зрительское жюри, состоящее из пятидесяти специально отобранных киноманов - в возрасте от 20 до 80 лет, причем имена их заранее обнародованы не были, чтобы исключить момент давления со стороны заинтересованных кинематографистов. Руководил этим необычным ареопагом знаменитый итальянский кинорежиссер Этторе Скола, который оказался солидарен с публикой в высокой оценке изобретательного, остроумного и горького российского фильма.
К слову, итальянские зрители смотрели картину с искренним интересом, смеялись и грустили примерно в тех же местах, что и наша публика, хотя создатели ленты, отправляясь в Рим, всерьез опасались, будут ли понятны западным людям сугубо российские реалии. Но хорошее кино само способно постоять за себя. Не случайно Серебренников обошел на этом фестивале ряд грандов современного европейского кино, в том числе нашего бывшего соотечественника, знаменитого кинорежиссера Отара Иоселиани. Корифеи предложили зрителям слишком знакомое кинематографическое меню, а Кирилл Серебренников своей абсурдистской комедией добавил в пресноватое фестивальное блюдо немного перца.
"Изображая жертву" - наш самый громкий фестивальный успех со времен "Возвращения". Три года назад эта картина Андрея Звягинцева победила в Венеции. Теперь вот мы покорили Рим. На очереди Берлин и Канн? Тем более что достойные картины в наших арсеналах все еще есть. Любой международный конкурс может, например, украсить фильм "Живой" Александра Велединского, который собрал внушительную коллекцию наград на отечественных кинофестивалях. А на подходе фильм Никиты Михалкова "12 разгневанных мужчин", с которым, говорят, можно смело брать любые фестивальные редуты...