В Екатеринбурге покупатели уже вспомнили приснопамятные времена, когда товары отпускали в руки поштучно. Привыкшие к изобилию на прилавках покупатели были изрядно удивлены, посетив один из крупнейших в городе супермаркетов. Накануне в магазине, принадлежащем французской торговой сети "Ашан", появилось объявление: "Больше четырех коробок масла на один чек не брать".
Вчера объявление уже сняли, но впечатлительные граждане перепугались. Хотя корреспондент "Труда" побывал в "Ашане" и убедился: нехватки товаров не наблюдается. А стеллажи с подсолнечным маслом вообще кажутся бесконечными - это один из самых ходовых товаров. Предлагаются более двух десятков сортов, самое дешевое - 44 руб. 50 коп. за литр.
- Мы приезжаем сюда раз в месяц, - рассказывает Надежда Палкина из соседнего Первоуральска. - Покупаем масло, соль, сахар, спички, муку для себя и для родственников - сколько в машину влезет. У нас в магазинах масло дороже на 4 рубля. Получается, выгодно здесь отовариваться. Бензин окупается, и еще экономия выходит. Да и детей сюда привозим, как на экскурсию.
А объявление, ограничивающее желающих в покупке масла, провисело недолго.
- Вот здесь оно было, - с удовольствием показывает постоянная покупательница Любовь Зотеева. - Я-то масла много не беру, но слышала, как ругались с кассирами... Как в советское время. Только очередей не хватает с драками!
Руководство гипермаркета категорически отказалось комментировать как появление "советского" объявления, так и его исчезновение. А в областном министерстве торговли такого рода действия назвали незаконными. В Законе о защите прав потребителей о норме отпуска в одни руки ничего не говорится.
- Покупатели нам на "Ашан" не жаловались. Но вообще такие проблемы решают соответствующие инстанции - комитет по защите прав потребителей и суд, - пояснила главный специалист министерства Ольга Серкова-Холмская. - Впрочем, не факт, какой суд покупатель выиграет: он не сможет доказать, что это масло ему необходимо для собственного потребления. Срок хранения масла - до 24 месяцев, а физиологическая норма потребления - одна бутылка в месяц. Если человек покупает четыре коробки, то либо он и его семья питаются одним только растительным маслом, либо на перепродажу. "Ашан" не является мелкооптовым предприятием торговли, он ведет розничную продажу. Бабушки, которые экономят свою пенсию, масло в таких количествах покупать не будут. Но в соседнем гипермаркете растительное масло на 50 копеек дороже. Возможно, вывесив ностальгическое объявление, администрация попыталась бороться с мелкими предпринимателями. Но ведь людям этого не объяснили. И некоторые вспомнили времена дефицита. А именно так, как мы помним, и провоцируется ажиотажный спрос.
МАГАЗИНЫ ШАГОВОЙ НЕДОСТУПНОСТИ
Попытки "закрутить гайки" на продовольственном рынке, по мнению аналитиков, скорее всего, приведут к тому, что мелкооптовая торговля прикажет долго жить, а дешевая еда вообще исчезнет с прилавков.
Как известно, торговля не однородна. Есть крупные игроки - сетевые супермаркеты. Есть мелкие продмаги - так называемые магазины шаговой доступности. Есть, наконец, такая мелкая рыбешка, как ларьки и палатки. Естественно, снижение нормы прибыли и "закручивание гаек" выдержат не все. Кто первым разорится, а кто переквалифицируется на другой ассортимент товаров?
Вот мнение генерального директора ООО "ФинЭкспертиза" Агвана МИКАЕЛЯНА:
- Первый кандидат на вылет с рынка - мелкий оптовый торговец, у него никогда не было больших прибылей. В условиях, когда требуется продавать продукты по сниженным ценам, он, естественно, не выдержит серьезной конкуренции с крупными оптовиками. Ему ничего не останется, как свернуть бизнес.
Хозяин палатки менее уязвим - он мобилен, легче перестраивается на другой товар. Продавал, положим, хлеб, а теперь будет торговать напитками, вплоть до слабоалкогольных - благо, что на спиртное не надо снижать торговую наценку.
Для крупной сетевой торговли снижение наценки на социально значимые товары совсем не фатально. Сетевики свое отобьют на остальном ассортименте и внакладе не останутся. А вот магазинам шаговой доступности, на прилавках которых лежали преимущественно дешевые продукты, теперь придется искать выход. Самый необременительный лежит на поверхности - поменять дешевый ассортимент на дорогой. Если же сохранить в номенклатуре социально значимые товары, то недолго и разориться. И тогда итогом кампании по стабилизации цен могут стать дефицит недорогой еды и дальнейшее укрупнение торговли. Сколько при этом торговцев останется без прибыли или даже без работы, не скажет никто. Но случится это уже после выборов, а потому и вопросы по этому поводу задавать никто не станет.