Подвиг «Варяга» не повторился

В битве на море дредноуты победили подводные лодки

В начале ХХ века набирающая силы Япония столкнулась с великой страной двух частей света — Россией. Исход борьбы был фактически решен в грандиозной морской битве, где тяжелые орудия японских броненосцев разгромили русскую эскадру Рождественского. Это было последнее в истории открытое морское сражение больших флотов.

Хотя в 1914 году не было сомнений, что в наступившей войне будут свои цусимы. Во всех странах спускали на воду большие линкоры. Они несли 10-12 пушек главного калибра и несколько десятков мелких орудий, имели мощные двигатели и усиленную броню. Первый такой корабль был построен в 1905 году в Англии и получил название «дредноут». Мощь и скорость оказались таковы, что линкоры старых типов моментально устарели, поскольку не могли противостоять новому хозяину морей.

В результате британцы, еще вчера обладавшие подавляющей морской силой, вдруг оказались перед опасностью утраты своего превосходства. Счет военно-морской гонки словно обнулился. Отныне любая держава могла построить линкоры и бросить вызов британскому флоту.

Такой державой стала Германия. К 1914 году немцы успели ввести в строй 13 дредноутов, а англичане — 21. Россия тоже не стояла в стороне: спустила на воду восемь новейших линкоров — по четыре на Балтике и на Черном море. Эти корабли сохранили свое значение, когда от царской империи не осталось следа. Последние линкоры были списаны из состава советского ВМФ лишь в 1956 году!

С началом войны адмиралы не спешили выводить в открытое море грозные флоты. Риск потери линкора мог быть уравновешен только нанесением такого же ущерба неприятелю. Но это значило решиться на большое сражение, а как говорил английский адмирал, «если я днем проиграю битву на море, то к вечеру проиграю войну». Поэтому за все время войны была предпринята одна попытка завязать морское сражение, и то с непредсказуемым исходом.

На Балтике 26 августа 1914 года произошло событие, серьезно повлиявшее на дальнейший ход войны. Германский легкий крейсер «Магдебург» сел на мель у финского побережья и был захвачен русскими. Самой ценной добычей оказалась сигнальная книга, благодаря которой был раскрыт военно-морской шифр германского флота.

Тем временем британские крейсеры предприняли блокаду германского побережья, дабы лишить противника поставок стратегического сырья и продовольствия. Ресурсы перехватывала Англия, которая платила поставщикам из нейтральных стран за грузы, которых ждали в Гамбурге, Киле и Ростоке.

Немцы готовили ответный удар из морской пучины, сделав ставку на подводные лодки. Правда, по действовавшим в то время международным законам военный корабль должен был осмотреть встречное торговое судно и, если груз носил военный характер, позволить экипажу спустить шлюпки и только потом его затопить. Эта процедура сводила на нет преимущества субмарин. Пока в январе 1915 года германское командование не объявило неограниченную подводную войну, разрешив топить все торговые суда, которые идут в порты союзников.

Потери британского торгового флота кратно выросли. Однако подводная война без правил неумолимо должна была привести к большой трагедии. Так и случилось: 7 мая 1915 года немецкая субмарина торпедировала пассажирский лайнер «Лузитания», погибли 1200 человек, в том числе 128 американцев. Эта трагедия настроила против Германии общественное мнение во многих нейтральных странах. В конечном итоге США вступили в войну, и инцидент с «Лузитанией» сыграл не последнюю роль.

Субмарины были единственным козырем на столе германских морских стратегов. Подвиги немецких подводников воспевались пропагандой, по возвращении из боевого похода их встречали в порту цветами. Некоторые экипажи могли похвастаться сотней потопленных кораблей.

Борьба с невидимым морским противником меняла тактику и продвигала технический прогресс. Торговые транспорты стали объединять в конвои и вести под охраной боевых кораблей. С подводными лодками боролись при помощи дирижаблей и самолетов. Важным изобретением стал гидрофон — погруженный в воду микрофон позволял услышать двигатели и атаковать глубинными бомбами.

Чтобы препятствовать проходу немецких лодок, было построено «Дуврское заграждение» — целая система из металлических сетей и минных заграждений в самом узком месте Ла-Манша. Появились корабли-ловушки — с виду беззащитные транспорты, которые при приближении противника оказывались вооруженными пароходами.

В Германии тем временем положение ухудшалось. Миллионы крестьян были призваны на военную службу, за несколько лет сельское хозяйство пришло в упадок. Наступал продовольственный кризис, который подорвал веру в победу. Революция в России и выход ее из войны позволили Германии лишь отсрочить конец, который был уже неизбежен.

Итоги подводной войны

В боевых действиях на море со стороны Германии принимали участие 375 подводных лодок. Причем почти половина экипажей субмарин дожили до окончания войны. Союзники потопили всего 202 немецкие подлодки. Еще 7 были интернированы в нейтральных водах, и 20 — затоплены самим экипажем вследствие повреждений или неисправностей.

А вот потери гражданских судов союзников на этом фоне были колоссальными.

1914 — 15 кораблей.

1915 — 755 кораблей.

1916 — 1517 кораблей.

1917 — 3722 корабля.

1918 — 1647 кораблей.

Самый чувствительный урон понесла Великобритания — 3736 военных и гражданских судов. Потери российского военного и торгового флота были относительно невелики — 192 корабля.