10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА ХАЛТУРЫ?

Старостина Ирина
Опубликовано 01:01 24 Ноября 2000г.
В Киеве состоялась, как значилось в билетах, мировая премьера спектакля Олега Меньшикова "Кухня", в котором известный российский актер выступил и постановщиком, и исполнителем главной роли. Цена билетов доходила до 100 долларов, но, несмотря на это, в течение двух вечеров 2-тысячный зал Октябрьского дворца был полон.

Невзрачные программки спектакля в первый вечер продавались по 15 гривен (около 3 долларов). Во второй - уже по 10 гривен. Все выданные контрамарки и пригласительные билеты пришлись на первый день. Со второго спектакля зрители почти не уходили: уплатив такие деньги, можно было и досидеть.
В былые времена в Октябрьском дворце проходили съезды компартии Украины. Величественное пространство зала, уходящие в поднебесье балконы, огромная сцена - таков дворец. Заняв свое место в 13-м ряду, поняла, что без бинокля мне не обойтись: сцена оказалась на слишком почтительном расстоянии от зрительного зала.
Мировая премьера спектакля "Кухня" началась с опозданием, но зрители первых рядов партера продолжали отыскивать свои места, переговариваясь громким шепотом, так что не всем посчастливилось узреть, с чего началась "Кухня".
Не берусь пересказать содержание пьесы драматурга Максима Курочкина, потому что, добросовестно высидев весь спектакль, суть его уловила весьма приблизительно. Дело в том, что актеру довольно трудно быть услышанным в огромном зале дворца. Огромный же динамик, установленный справа на сцене, жил своей жизнью: он шипел, бормотал, нечленораздельно передавал сказанное на сцене или вдруг неуправляемо гремел музыкой Гребенщикова, заглушая говорящих актеров.
На сцене тем временем маялись нибелунги в интерьере современной кухни. Они одновременно жили в двух временных измерениях. Видимо, для того, чтобы зритель это уловил, актеры, находясь в нашем времени, говорили слегка возбужденными голосами, приплясывали и бросали реплики, вызывавшие в зале всплески смеха.
На сцене тем временем, на мой взгляд, происходили события достаточно трагические. Причем вдвойне трагические. Во-первых, сама история предательства, вероломное убийство друга, согласитесь, особых оснований для веселья не дает. А во-вторых, дорогая мировая премьера буквально на глазах превращалась в неудавшийся спектакль.
В зале беспрерывно, несмотря на предупреждения, звонили сотовые телефоны. Слева от меня мирно спала незнакомая женщина, справа тем же занимался знакомый мужчина. Последние 15-20 минут со сцены звучали монологи из средневекового эпоса, которые из-за плохой слышимости и некачественных усилителей уже мало кто пытался разобрать. Олег Меньшиков сидел на сцене спиной к зрительному залу, и было интересно: ему-то хоть слышно, что произносят актеры?
Опустился занавес. Второпях вынесли букет роз размером 2х1,5 метра от корпорации "Познякижилстрой". Зрители первых рядов партера ненастойчивыми аплодисментами быстро отпустили актеров со сцены. Балконы же сдуло в одно мгновение. Две тысячи зрителей молча и торопливо разобрали в гардеробе пальто и куртки. Не было блестящих глаз и приподнятой атмосферы театральной удачи. В одном из интервью киевской газете Олег Евгеньевич Меньшиков сказал, что его не интересует, где возьмут зрители деньги на билет на его спектакль. Это правильно: большого художника банальная проза жизни не должна отвлекать от высокого искусства. И все же жалко было не только и не столько потраченных денег. Обидно, когда тебя держат за зрителя второго сорта. Обидно, что шустро задуманные антрепризы для сбора денег на постсоветском пространстве умаляют, на мой взгляд, авторитет российской театральной культуры. Праздник под названием "Олег Меньшиков" у меня не состоялся.
Комментарий нашего театрального обозревателя
НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ АНТРЕПРИЗЕ НА КРЮЧОК
Случай, происшедший с последним спектаклем Олега Меньшикова в Киеве, когда публика заплатила большие деньги за зрелище, а оно того не стоило, - увы, не единичный. Такого рода "милые обманы", а грубее надувательства со стороны московских антреприз случаются нередко, и не только в столице Украины, но и в Алма-Ате, Бишкеке, в наших российских городах, где зрители по простоте душевной клюют на приезжающих столичных "звезд". И не удивительно, что продюсеры делают из антрепризы коммерческий "чес", вовсе не заботясь о том, как это скажется в дальнейшем на репутации всего русского театра. Пользуясь скромным положением материально зависимых артистов, они привлекают лицедеев за большие деньги в свои театральные проекты и потом катают их по городам и весям, заполняя тысячные залы дворцов культуры.
Местные театры просто стонут от нашествия "варягов", отбирающих у них хлеб, то есть зрителей. Представьте: сможет ли человек, заплативший в антрепризе за билет 400-500 рублей, да еще испытав при этом горькое разочарование, вскоре пойти на встречу с "прекрасным" в родном театре, которая тоже стоит каких-то денег? Сильно сомневаюсь.
Дошло до того, что губернатор Кемеровской области Аман Тулеев запретил московской антрепризе показывать свои спектакли в его регионе. Смешно? Нет, скорее, грустно и даже как-то неудобно, что таким вот способом высокопоставленное лицо охраняет карманы своих граждан от заезжих "творцов"... А с другой стороны, что ему еще остается делать, если кемеровцев обводят вокруг пальца при помощи той же рекламы, где черным по белому сказано, что каждый привезенный спектакль - чуть ли не мировая премьера. Кстати, в эту когорту был зачислен как первый спектакль Меньшикова "Горе от ума", так и нынешний, о котором пришло письмо читательницы из Киева.
С другой стороны, если все так замечательно складывается в материальном плане у тех, кто занят в антрепризах, то почему они тогда стараются как можно меньше показывать свои "шедевры" в Москве, а больше - на периферии, сами артисты же стараются не приглашать знакомых и друзей на дорогостоящие представления?
Я слышала от некоторых из них, что актерам бывает стыдно. Значит, еще есть надежда, что, может быть, со временем антреприза перестанет качать только деньги из наивных сограждан, а попытается создать спектакли, соединяющие в себе высокий уровень актерского мастерства и постановочную культуру.
Любовь ЛЕБЕДИНА.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников