06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЛВЕКА ГАРМОНИИ

Жирмунский Михаил
Опубликовано 01:01 24 Ноября 2001г.
Юбилейный концерт Оркестра Московской филармонии, которым дирижировал его нынешний руководитель Юрий Симонов, прошел, без преувеличения, на творческом подъеме.

Несколько лет назад один западный дирижер, проведя репетицию с коллективом, удивился, что оркестр до сих пор сохраняет "кондрашинский" звук. Ведь благодаря пластинкам, на которых под управлением Кирилла Кондрашина впервые записаны все симфонии Шостаковича, этот звук безошибочно узнается самой широкой международной аудиторией.
Традиция, заложенная, впрочем, еще до Кондрашина ровно 50 лет назад с основанием оркестра, и по сей день является предметом гордости коллектива. Хотя в нынешних условиях поддерживать ее нелегко. Этот вопрос не смог обойти даже в юбилейной обстановке министр культуры Михаил Швыдкой, посетовавший, что многие музыканты филармонии перемещаются в более благополучные с материальной точки зрения коллективы. Тем не менее три года назад приглашение от этого оркестра стало поводом для возвращения на родину Юрия Симонова, вошедшего в историю русской музыки сначала как самый молодой, затем как самый долголетний главный дирижер Большого театра.
Возвращение Симонова в новую Москву внесло в палитру оркестров города свежую (на самом деле традиционную) струю. Он сам, как это было принято раньше, делает с музыкантами всю черновую работу, не перекладывая ее на ассистентов. Его репетиции длятся буквально с утра до ночи, поскольку в Москве он проводит лишь порядка трех месяцев в сезон, продолжая руководить оркестрами в Будапеште и Брюсселе.
В открывшей нынешний концерт романтически оживленной, полной контрастов увертюре Берлиоза "Уэверли" удалось даже при нынешнем далеко не ровном составе исполнителей замечательно воссоздать легкую, полетную звуковую атмосферу сочинения. Далее исполнялись шедевры немецкой музыки: Скрипичный концерт Брамса и Пятая симфония Бетховена. Имея за плечами школу, которая через несколько поколений профессоров уходит корнями в немецкую музыкальную почву, Симонов считает именно такие сочинения тестом на зрелость мышления.
В Концерте Брамса солировал Борис Белкин, ныне бельгиец, чья скрипка изумительно поет в духе лучших традиций знаменитой школы Ю.И. Янкелевича, из которой он вышел. Чрезвычайно ответственный взгляд Симонова на исполнение Бетховена много обещал в его интерпретации Пятой симфонии. Частым попыткам облегченного перетолкования этой музыки дирижер противопоставил весомость ее трактовки, соединенную с конструктивной соразмерностью. Правда, как раз здесь оркестр не был идеален в плане общего звукового баланса и точности отдельных соло, но замысел дирижера был донесен им вполне ясно. Зато в последнем из трех "бисов", Венгерском танце Брамса N 6, к звучанию оркестра уже было практически не придраться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников