"СЛОВО - СВИДЕТЕЛЮ РЫЖКОВУ"

В Гааге (Нидерланды) на проходящем в Международном трибунале для бывшей Югославии процессе против Слободана Милошевича в качестве свидетеля защиты выступил бывший советский премьер, а ныне российский сенатор Николай Рыжков. Подсудимый Милошевич пригласил Рыжкова, поскольку тот с 1999 по 2003 год возглавлял комиссию Госдумы, созданную в связи с натовскими бомбардировками Югославии в 1999 году.

В своем выступлении Рыжков, обратившийся к бывшему югославскому руководителю со словами "господин президент", представил Милошевича как человека, "заботившегося о своей подвергшейся тяжелым испытаниям стране и стремившегося к тому, чтобы в ней наступил мир".
На основе своего опыта общения с экс-президентом он подчеркнул, что Милошевич "всегда настаивал на мирных способах решения проблем", хотя, по словам российского политика, "некоторые члены югославского руководства выступали за более радикальные действия".
Свидетель Рыжков отметил, что после начала натовских бомбардировок военное руководство Югославии издало приказ, согласно которому категорически запрещались незаконные действия, включая насилие против гражданского населения и грабежи. По его словам, виновные в таких действиях югославские офицеры и солдаты арестовывались и предавались суду. Свидетель также подчеркнул, что из общения с бывшим лидером боснийских сербов Радованом Караджичем сделал вывод, что тот критически относился к действиям Слободана Милошевича и его предложениям по мирному урегулированию. Бывший лидер боснийских сербов, по словам Рыжкова, "действовал независимо" от президента и остального руководства Сербии, а боснийские сербы "не подчинялись Белграду". Именно подчиненность последних Милошевичу пытается доказать обвинение, чтобы таким образом связать экс-президента с военными преступлениями, совершенными в Боснии.
Сенатор Рыжков заявил, что во время многочисленных в 1990-е годы встреч с Милошевичем, его помощниками, другими югославскими политиками он ни разу не слышал упоминания об идее создания "великой Сербии", которая им приписывается. В то же время, отметил российский политик, ему хорошо известны высказывания албанских националистов о "великой Албании". Планы создания "великой Сербии" выдвигаются обвинением в качестве одного из главных элементов преступного деяния, идею которого якобы вынашивал Слободан Милошевич.
Приехав в 1999 году в составе делегации Госдумы в Югославию вместе с рядом других российских парламентариев, Рыжков собственными глазами видел, что в результате натовских бомбардировок 1999 года в Белграде, Новом Саде и других городах были разрушены многочисленные гражданские объекты. По его мнению, натовские бомбардировки не имели ничего общего с защитой албанского населения в Косово, поскольку воздушные удары наносились далеко от этой провинции.
На основе поездок в Сербию, в том числе в Косово, Рыжков и ездившие с ним другие российские парламентарии сделали вывод, что причиной массового бегства этнических албанцев из Косово и Метохии (по некоторым оценкам, весной 1999 года край покинуло около 600 тысяч человек) были не действия югославских властей, а натовские бомбардировки. "Настоящие этнические чистки в Косово начались после прихода туда войск НАТО, ничего не предпринимавших для того, чтобы остановить насилие УЧК против сербов. Ответственность за гуманитарную катастрофу в Косово лежит на НАТО", - подчеркнул Рыжков.
Рыжков сообщил трибуналу, что в декабре 1999 года депутаты Госдумы передали Карле дель Понте письмо, в котором Дума, основываясь на Уставе ООН, квалифицировала натовские воздушные удары по Югославии как агрессию и обращала внимание на ответственность за нее генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы и руководителей натовских стран. По словам свидетеля, дель Понте сказала, что МТБЮ рассмотрит этот вопрос, но через несколько месяцев она прислала ответ, что трибунал не компетентен его рассматривать.
Настоящей сенсацией стали слова экс-премьера о том, что оружие косовским сепаратистам поступало из Германии и ряда других стран, а финансировались их оснащение и подготовка путем нелегальной продажи наркотиков, поступавших из Афганистана. "80 процентов средств, которые выручались тогда от продажи афганских наркотиков, шли албанским террористам, - заявил Николай Рыжков. - Настоящий террор и гуманитарная трагедия в Косово начались после прихода туда натовских войск: тысячи мирных жителей были убиты, тысячи пропали без вести, были разрушены сотни церквей, монастырей и других исторических памятников".
Николай Рыжков заявил также, что он считает Освободительную армию Косово (ОАК) террористической организацией. Он утверждал, что, по имеющейся у российских компетентных ведомств информации, в Косово против сербских властей действовали тысячи подготовленных в Албании наемников, в основном из ближневосточных стран. Рыжков считает, что албанские и чеченские террористы являются инструментом решения геополитических задач. "Это очень опасно для всего мира, - отметил сенатор. - Сегодня террористы действуют в двух точках, завтра терроризм может охватить и другие регионы".
В ходе перекрестного допроса прокурор Джеффри Найс в основном задавал вопросы по книге Рыжкова. Российский политик подтвердил свое убеждение в том, что, по его мнению, Запад стремится развалить Россию, что в планы США входит столкнуть Россию с другими цивилизациями, прежде всего - мусульманской и западноевропейской. Рыжков также декларировал свою приверженность тезису, что Запад вообще якобы "генетически враждебен России" и ему "нельзя верить ни на грош". По его словам, Запад разрушил сложившуюся после 1945 года систему, и то, что произошло с Югославией и СССР, сейчас угрожает России. Найс остался доволен перекрестным допросом, поскольку явно хотел показать судьям антизападную позицию свидетеля, прибывшего из Москвы...
Следом на процессе должен выступить генерал Леонид Ивашов, который в качестве представителя Министерства обороны РФ принимал участие в урегулировании косовского кризиса.