"ШИБКО ГРАМОТНЫЕ"

В российском анклаве на Балтике новый скандал. В областной администрации еще не решили, что

В российском анклаве на Балтике новый скандал. В областной администрации еще не решили, что делать с погашением кредита Дрезднер-банку ("счетчик" включен, и каждый день 11 тысяч долларов плюсуются к 20-миллионному долгу), как появились новые претензии к бюджету. В Страсбурге Европейский суд по правам человека принял к производству жалобу докеров на руководство морского торгового порта Калининграда. С тех пор, как Россия в 1998 году присоединилась к Европейской конвенции по правам человека, в этот суд российские граждане написали 19 тысяч заявлений, но лишь 70 из них признаны приемлемыми. И вот теперь, как выражается председатель профкома Михаил Чесалин, "калининградские работники порта просочились в игольное ушко европейского правосудия".
Трудовой конфликт в порту длится давно. В 1997 году профсоюз провел первую забастовку с требованием улучшить условия работы, увеличить оплату труда - на тот момент самую низкую среди коллег. С тех пор директор порта Владимир Калиниченко (тогдашний руководитель погрузочного терминала) ведет непримиримую борьбу с "шибко грамотными" докерами. Чтобы выдавить с предприятия членов профсоюза, их свели в отдельные бригады, которым либо давали самую невыгодную работу, либо не давали ее вовсе. В итоге и зарплата была в 2 - 4 раза ниже, чем у нечленов профсоюза. Силы оказались неравны, и докеры в тот раз проиграли. После чего Калиниченко пригласил к себе одну из "профсоюзных бригад" и сказал: "Вы же понимаете, что больше здесь не работники. Но если кто полгода тут продержится, ставлю ящик коньяка!"
Слово начальник не сдержал, хотя в бригаде и через полгода оставались люди, принимавшие участие в забастовке. Но постепенно докеры стали выходить из профсоюза - как говорится, себе дороже. Нет, кто-то пробовал отстаивать права, суд уволенных восстанавливал. Но никто не наказывал директора порта, вольно трактующего свои полномочия, и не предоставлял людям возможность нормально работать и зарабатывать. В итоге численность профсоюза сократилась с 290 до 24 человек.
В феврале 2002 года всех состоявших в профсоюзе докеров уволили. Остальные рабочие были переведены на дочернее предприятие порта и сохранили свои места. Районный суд признал увольнение незаконным, обязал руководство порта восстановить докеров, однако решение суда упорно игнорировалось. Более того, после его вступления в законную силу всех членов опального профсоюза вновь уволили "за прогулы". Это увольнение суд тоже признал незаконным, но только минувшей весной докеры были восстановлены на работе. Зато директор порта проявил инициативу: приказал заварить электросваркой дверь в помещение, которое занимал профком, и выставил возле нее охрану.
Вопрос о нарушении прав членов профсоюза докеров в морском торговом порту рассматривался всеми существующими инстанциями по защите прав человека. Международная организация труда даже рекомендовала Российской Федерации провести независимое расследование фактов дискриминации, чтобы выявить виновных и обеспечить выплату докерам компенсаций того, что они потеряли из-за принадлежности к профсоюзу. Конфликт руководства порта и докеров детально изучали депутаты облдумы, которые признали действия администрации порта дискриминационными по отношению к членам РПД. Незаконность действий работодателя, дважды увольнявшего членов профсоюза, подтверждена не только судом, но и независимой правовой экспертизой, проведенной по заказу правозащитной общественной организации - Московской Хельсинкской группы. В сентябре Генпрокуратура РФ поручила Калининградской облпрокуратуре проверить факты дискриминации профсоюза в ОАО "Калининградский морской торговый порт". Но тем временем дело дошло до Европейского суда в Страсбурге.
Конечно, трудно предугадать его решение, вынесения которого ожидают примерно в середине следующего года. Но докеры убеждены в победе. Может быть, их уверенность подогревается особой страсбургской процедурой: после того как Европейский суд по правам человека принимает дело к производству, истцу дается два месяца, чтобы определить размер компенсации морального и материального вреда. За свои мучения докеры надеются получить от 50 до 100 тысяч евро (каждому), причем эти деньги должен будет заплатить не директор порта, а бюджет Российской Федерации. Логика Европейского суда такова - платит государство, не обеспечившее соблюдения конвенции по правам человека, гарантирующей право на свободное объединение в любую организацию, в том числе и в профсоюз.
Недавно члены Федерального собрания от Калининградской области получили от Михаила Чесалина письмо. В нем докер напоминает, что морской торговый порт включен в федеральную целевую программу развития области, которая предполагает выделение крупных бюджетных средств. Причем целью этой программы является повышение уровня жизни калининградцев, а не подпитка руководства порта, инициировавшего социально-трудовой конфликт на предприятии. "Государственное финансирование частного предприятия, открыто попирающего права граждан России, есть финансирование собственного беззакония", - считает Михаил Юрьевич. С ним трудно не согласиться.