ФОРД ЗАЕХАЛ В САМУЮ ГЛУБИНКУ

23-24 ноября 1974 года в пригороде Владивостока встретились лидеры сверхдержав СССР и США - Леонид Брежнев и Джеральд Форд. Полтора дня в рабочей обстановке обсуждались проблемы ограничения стратегических вооружений. Подготовка к той встрече шла в типичной для времен "холодной войны" атмосфере строжайшей секретности. Даже в самом Приморском крае о грядущем событии и его сроках знали лишь несколько высокопоставленных партийных руководителей. Своими воспоминаниями с читателями "Труда" делятся те, кто обеспечивал ту встречу лидеров сверхдержав.

ПАРТОКРАТЫ С ЛОПАТАМИ
- В то время я был машинистом тепловоза, - рассказывает Иван Пивов, нынче один из руководителей Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги. - Прибывший накануне особый поезд с вагонами я перегнал в депо. Там меняли колесные пары. У каждого вагона стоял чекист и тщательно записывал все, что делали ремонтники. Помню, как преобразились все ближайшие к Владивостоку станции. В свежеокрашенные пристанционные киоски завезли дефицитные товары, но наших людей к ним и близко не подпускали. Мигом бы разобрали.
Бывший партийный работник вспоминает, как наводили порядок на так называемом гостевом маршруте: автотрассе, что пролегала между Санаторной и Луговой. Вдоль дороги решительно рушилось и убиралось старое жилье, бараки, кучи мусора - словом, все, что могло зацепить взгляд президента Форда и американцев. Например, вдоль главной улицы Ленинской (теперь Светланской) сносились все дырявые заборы, взамен возводилась невысокая и аккуратная кирпичная стена, которая сохранилась и сегодня. На трассе обновлялись опоры, устанавливались новые светильники и зачем-то крепились средства наглядной агитации со знакомыми лозунгами.
Буквально накануне приезда американской делегации неожиданно выпал снег. Город приобрел истинно российский колорит: снег, морозец. Дворников некогда было искать, да и не доверяли им. Поэтому дорожки вокруг Дома переговоров расчищали самые проверенные люди - инструкторы Приморского крайкома партии.
"СПИСАТЬ НА СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ..."
- В то время я работала технологом комбината питания вагонов-ресторанов станции Владивосток, - рассказывает Алла Тарабрина. - Ночью звонок в дверь. На пороге мой директор Конев. На сборы, говорит, 15 минут. Когда он все объяснил, я как технолог прикинула, что нужно для обслуживания. Конфеты, коньяк, вино, минеральная вода, посуда, салфетки... За ночь все собрали, а затем нас в специальном вагоне доставили на военный аэродром в Воздвиженку. (Там должен был садиться "Боинг" с президентом Фордом и свитой. - Д. Л.) Мы не знали, что нам дальше делать. Только когда американская делегация села в поезд, появился какой-то мужчина. Спрашивает: кто такие и что здесь делаете? А когда узнал, то говорит: чего же сидите? Мы пошли с корзиночками в вагон американцев. Предлагаем им "Ласточку", а бутылки без этикеток. Они загалдели: "О, рашен водка, рашен водка". Не понравилась им минералка. А вот коньяк сувенирный они хорошо пили. Пришлись им по душе наши кондитерские изделия, колбаски... Уже потом, в депо, мы составили акт на 98 рублей и задумались: как все это списать? Директор посоветовал связаться с сотрудником КГБ, который порекомендовал списать все по статье "стихийное бедствие".
И списали. На ливневый дождь, который "залил подвал с продуктами".
А тем временем весь Владивосток обсуждал, почему Форд приехал именно в их город. За неделю до его визита в справке первому секретарю крайкома Виктору Ломакину инструкторы писали: "Ходят слухи, что сам Форд или его ближайшие родственники имеют какое-то отношение к Приморью. Якобы... его отцу принадлежал фанерный завод... отец Форда погиб в Приморье во время интервенции, похоронен на острове Русский, и Форд намерен поставить ему памятник..." Все это оказались домыслы и сплетни.
Бывший фотокорреспондент краевой газеты "Красное Знамя" Игорь Гусев был среди аккредитованных журналистов.
- Зарубежной прессе и нескольким нашим журналистам дали возможность сделать снимки главной цитадели Военно-Морских сил страны на Дальнем Востоке, которая находилась в бухте Новик, что на острове Русском, с палубы парохода. Нам при этом намекнули, чтобы сами ничего не снимали. Иностранные фотокоры работали с упоением и пленки не жалели. Их автоматические "Лейки" и "Никоны" строчили, как пулеметы, по стоянкам наших военных кораблей. Мощными "телевиками" они доставали дальние бастионы, зарытые в землю. Спрашивается, почему нам запретили снимать? Ведь мы своими "ФЭДами" и "Зенитами" с такого расстояния не могли бы сделать качественные снимки.
Только после рабочей встречи в ноябре 1974 года во Владивостоке Л. Брежнева с президентом США Дж. Фордом мир вздохнул с облегчением. Не вдаваясь в подробности, все же напомню: огромное значение Временного соглашения состояло в том, что оно впервые поставило реальный барьер на пути наращивания стратегических вооружений. Документ замораживал количественный уровень советских и американских МБР и БРПЛ и вместе с Договором по ПРО обеспечивал переход к дальнейшим переговорам.