ЛИЦЕНЗИЯ НЕ ПАНАЦЕЯ

В последнее время возобновились разговоры о кризисе на рынке ОСАГО. Есть для такого предположения серьезные основания?

Судя по многочисленным комментариям и разъяснениям, которые в последние недели дают представители крупнейших российских страховых компаний, дела на рынке ОСАГО обстоят не так уж плохо.
- Ситуацию с ОСАГО вряд ли можно назвать предкризисной или, тем более кризисной, - считает вице-президент Росгосстраха Игорь Игнатьев. - Убыточность растет, но явление это временное. Мировой опыт свидетельствует, что необходимо преодолеть пик убыточности, который приходится на третий год. Так что наступающий 2006 год ставит перед нами в этом смысле серьезные задачи. Но крупные универсальные компании располагают такими преимуществами, как финансовая устойчивость, сбалансированный портфель и разветвленная система урегулирования убытков.
Примерно такой же позиции придерживаются представители и других крупных страховщиков. Так откуда же все-таки берутся панические настроения?
После вступления в силу закона об "автогражданке" получать лицензию на право заниматься ОСАГО устремились многие компании, в том числе и те, которые ни по размерам своих страховых резервов, ни по величине уставного капитала не соответствуют масштабам выбранной деятельности.
К сожалению, порядок лицензирования оказался формальным, практически все, кто хотел, получил лицензию. Но заниматься ОСАГО "в длинную" подчас даже не входило в планы этих страховщиков - некоторые хотели просто поправить свое финансовое положение. Результаты не замедлили сказаться: несколько месяцев назад Страхнадзор отозвал лицензии у пяти страховщиков, и теперь его представители говорят, что не за горами новые отзывы. Конечно, все это волнует как страховщиков, так и автовладельцев.
Однако в том, что мелкие компании постепенно уходят из ОСАГО, особой драмы нет. Это, скорее, явление положительное, потому что именно так обычно происходит очищение рынка. "В странах Восточной Европы рынок ОСАГО "держат" несколько крупных универсальных компаний, являющихся лидерами и в других видах страхования, - говорит Игорь Игнатьев. - Россия вряд ли станет исключением из этого правила. Через несколько лет в связи с высокой убыточностью этого специфического вида страхования основными игроками на рынке останутся только крупные компании".
В ОСАГО, как, впрочем, и везде, доверять надо лучшим, тем, кто регулярно попадает в первые строчки рейтингов страховщиков. Эти компании имеют большой опыт в добровольных видах страхования, грамотно размещают резервы, и ОСАГО для них - не способ поправить свои финансовые дела. Это возможность привлечь к себе клиента, заинтересовать его, убедить застраховать автомобиль не только по ОСАГО, но и по каско, "поработать" с ним для заключения договоров и по другим видам страхования.