04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТЭФИ-2005: ПРИЧУДЫ ЖРЕБИЯ

Безрук Мария
Опубликовано 01:01 24 Ноября 2005г.
В этом году академиками была опробована новая система голосования: жребий определял состав жюри на различные номинации, и впервые личный выбор каждого голосующего становился достоянием общественности. Ситуацию можно было назвать экстремальной, и, как водится, каждый в ней проявил себя по-своему. Ну а результаты, по большому счету, не стали ни для кого откровением. За исключением нескольких номинаций, действо разворачивалось согласно заранее определенной логике.

В командном забеге среди телевещателей победила сборная ВГТРК - суммарный результат телеканалов "Россия" (6) и "Культура" (8) составил 14 статуэток. Среди телеканалов лидером оказался Первый, отхватив 13 "болванов". НТВ благодаря своей информационной составляющей получило 5 Орфеев, СТС - 4. У ТВЦ и REN TV по одной награде.
В первый день были определены лучшие в категории "Профессии". Голосование проходило в 26 номинациях. Трижды за вечер президенту телеакадемии Владимиру Познеру пришлось принимать на себя ответственность за результат, ибо в этих трех случаях ни один из номинантов не набирал большинства голосов. К чести президента следует отметить, что его выбор полностью совпадал с мнением большинства академиков, сидевших в зале. Так, в номинации "Развлекательная программа" все три заявленных проекта - "Розыгрыш" (Первый канал), "Квартирный вопрос" (НТВ) и "Пока все дома" (Первый канал) набрали одинаковое количество голосов. Президент решил спор в пользу "Розыгрыша". В номинации "Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала" основная борьба развернулась между Николаем Досталем ("Штрафбат") и Владимиром Хотиненко ("Гибель империи"). Вначале режиссеры получили по 5 голосов академиков, затем по 6, и тогда президентский голос был отдан Владимиру Хотиненко. Аналогичная ситуация сложилась в номинации "Оператор телевизионного документального фильма/сериала", где благодаря решающему слову Владимира Познера победил Юрий Назаров ("А. Шнитке. Дух дышит где хочет...").
В щекотливом положении не раз оказывались руководители программ и каналов, волею жребия призванные голосовать (или не голосовать) за собственную продукцию. И тут уж каждый принимал решение в соответствии со своими морально-этическими установками. Так, к примеру, генеральный директор телеканала "Россия" Антон Златопольский отказался принимать участие в голосовании по номинациям, в которых были выставлены программы канала. Спецкор Александр Хабаров во второй день голосования оказался в еще более двусмысленной ситуации, ибо на него пал выбор компьютера в номинации, где была выставлена его собственная программа. Хабаров также воздержался от участия в голосовании, но ТЭФИ все равно получил.
В целом по результатам двух дней голосования выявились несколько фаворитов. Картина "Гибель империи" (Первый канал) взяла три статуэтки: за работу художника (Константин Мельников), режиссера (Владимир Хотиненко) и оператора (Илья Демин). Также три награды у сериала "Брежнев" (Первый канал), которые он сорвал в номинации "Телевизионный художественный фильм, мини-сериал", "Лучший сценарий" (Валентин Черных) и "Лучшая мужская роль" (Сергей Шакуров). С большим отрывом от противников в номинации "Телевизионный художественный сериал" победил "Штрафбат". Ну а наибольшее количество голосов академиков (9) удалось собрать Анастасии Заворотнюк, которая стала лучшей актрисой года. Примечательно, что за прекрасную няню Вику голосовал и генеральный директор телеканала СТС Александр Роднянский, также получивший Орфея вместе с Александром Акоповым и Константином Наумочкиным в номинации "Продюсер".
Несколько слов о старожилах. В номинации "Ведущий информационно-аналитической программы" свою третью награду получил президент академии Владимир Познер. Многократный номинант в категории "Спортивный комментатор, ведущий спортивной программы" Василий Уткин второй год подряд вырывает победу в состязании со своим старым товарищем и главным конкурентом Виктором Гусевым. В случае с Андреем Малаховым можно сказать лишь любимое русское "Бог троицу любит", ибо Малахов в этом году номинировался как лучший ведущий развлекательной программы в третий раз подряд и наконец получил долгожданную награду.
Итак, событие свершилось. Президент телеакадемии Владимир Познер, по его собственному признанию, остался доволен как ходом голосования, так и атмосферой, царившей в зале на церемонии вручения ТЭФИ-2005. И, правда, впервые за много лет она не напоминала ярмарку тщеславия, а походила больше на корпоративное собрание. С точки зрения целей и задач - это, наверное, правильно. Но вместе с тем ушло ощущение большого праздника, не говоря уже о полном отсутствии ажиотажа, некогда царившего вокруг церемонии. Все закономерно. Сегодняшнее телевидение перестало быть территорией лиц популярных ведущих. Наступила эпоха серых кардиналов. Сегодня топ-менеджеры каналов и студий - главные действующие лица на этом празднике жизни.
И звезда с звездой не говорит
Прогуливаясь в фойе в ожидании начала церемонии, я поймала себя на мысли, что, будь я просто телезрителем, для того чтобы сосчитать количество узнаваемых людей, которые были здесь, мне бы хватило пальцев одной руки. Всего несколько лет назад церемония вручения "ТЭФИ" была значительным событием для телезрителей, приходивших за два часа до начала торжества и выстраивавшихся вокруг оцепления, чтобы поглазеть на проход знаменитостей. Нынче не было ни ковровой дорожки у входа, ни толпы зевак, ни сбивающих с ног фоторепортеров, наперебой стремящихся запечатлеть роскошные наряды звезд и их спутников.
Грустно, но факт: зритель охладел к персонам из ящика. Оно и понятно. Сегодня информационных звезд практически не осталось, да и те, что есть, в большинстве своем не жалуют церемонию своим присутствием. Главными героями телеэкрана стали актеры, снимающиеся в сериалах. Но и они телевизионное собрание не посещают. Даже из шести актеров-номинантов на церемонии в "России" присутствовали лишь Сергей Шакуров и Анастасия Заворотнюк, получившие в результате награды. Да и среди академиков далеко не все проявили сознательность и интерес к столь значительному для телевизионного процесса событию. Правда, в этом году руководство основных каналов пришло практически в полном составе, и каждый из боссов принял участие в голосовании. Но, возвращаясь к моей мысли, рядовым зрителям начальники не интересны.
Голосуй, или проиграешь
Система голосования, в свою очередь, вызвала массу вопросов, как у самих академиков, так и у заинтересованных лиц. Во-первых, изначально было заявлено, что компьютерная программа разработана таким образом, что численное преимущество представителей какого-либо канала будет исключено. Однако не было учтено, что при регистрации далеко не все представители каналов эти самые каналы указывали. Ведь формально, многие из них шли в привязке к компании-производителю. В результате случаи численных перевесов "собратьев по этажу" все-таки были. Но что совсем удручало собравшихся, в профессиональных номинациях компьютер зачастую выбирал людей, не имеющих прямого отношения к теме заявленного блока. Так, например, в число голосующих за информационные номинации вошли несколько кинорежиссеров и всего четыре профессиональных информационщика, а в жюри по кинономинациям присутствовали всего лишь 3-4 человека, имеющих прямое отношение к кино. И уж совсем в идиотское положение были поставлены академики, коим выпал жребий выбирать лучшего среди звукорежиссеров. Мой друг-академик рассказал мне потом, как, сидя по соседству с другим уважаемым академиком, он посетовал: "Вы знаете, я в этом совсем ничего не понимаю". Интеллигентный сосед поделился в ответ: "Я тоже, увы, не компетентен в этой области, давайте действовать по наитию". Насколько подобный подход оправдан в условиях, когда судьбы высшей телевизионной награды призваны решать 12 человек, выбранных из 139 компьютером, решать самим академикам. Но так или иначе в кулуарах подобное положение вещей вызвало немало споров и возражений.
Сидящие в креслах в зале и наблюдавшие за ходом голосования академики единодушно признавали также, что присутствие голосующих в зале не совсем корректно, поскольку на их выбор может влиять ряд субъективных факторов: люди, сидящие по соседству, кулуарные беседы, факт наличия номинанта на церемонии или его отсутствия. Так, например, при голосовании в некоторых номинациях из зала раздавались возгласы с именами желаемых победителей. Ну а поддержка собравшимися Анастасии Заворотнюк превратилась в настоящий митинг. Часть зала бурно скандировала: "Настя! Настя!" Было весело и чем-то напоминало футбольный матч (так и подмывало выкрикнуть ""Спартак" - чемпион!"). И разве не могло это не подействовать на решение жюри?..
Новации коснулись и неофициальной части. Впервые за долгие годы торжественная церемония не увенчалась банкетом. Академия ограничилась лишь легким фуршетом в первый день голосования. После непродолжительной церемонии дружная телевизионная братия разделилась по интересам и спешно покинула ГКЗ "Россия". Команды каждого из каналов отправились праздновать свои успехи узким кругом. С одной стороны, наверное, так честнее и правильнее. А с другой - грустно, что люди утрачивают способность радоваться друг за друга, видя в собрате по оружию из другой компании лишь конкурента.
Вместо послесловия
Актер Евгений Миронов, вручавший награды, в первый день голосования сказал: "Знаете, у меня складывается такое впечатление, что у нас два телевидения. Одно то, которое мы видим каждый день, включая телевизор, а другое - то, что я вижу здесь. Я узнаю о том, что есть масса интересных и нужных программ, и я вижу ваше стремление их поддерживать. Не случайно столько наград взяли программы телеканала "Культура". При этом мне совершенно не интересно смотреть те информационные передачи, которые вы показываете. И пока происходит такое раздвоение стандартов, я себя гораздо уютнее чувствую в театре".
Несмотря на некоторые очевидные факты, мы все еще любим говорить о том, какие мы на самом деле духовные, какое богатое у нас культурное наследие. Но прайм-тайм больших каналов по-прежнему забит развлекательным контентом. И зритель это смотрит. И не только потому, что смотреть больше нечего. Просто далеко не каждый способен воспринимать программы о высоком в том формате, в котором их преподносит зачастую телеканал "Культура". И пока мы не начнем делать полезное занимательным, а занимательное полезным, наше телевидение так и будет балансировать на грани между пошлостью и скукой. Ведь пока совместить духовное и зрелищное удалось разве что "Идиоту", получившему как признание зрителя, так и семь наград телеакадемии. Есть над чем поразмыслить на досуге, в перерыве между очередными "ТЭФИ"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников