ВРЕМЯ СЛУШАТЬ

Заходя в Москве в большие книжные магазины лет двадцать назад, я всегда расстраивался - практически не на чем было остановить взгляд. Книг, в общем, стояло много, но, как говорится, чего надо, того и нет. Сегодня я снова расстраиваюсь: книг теперь не просто много - их чудовищно много. От реального изобилия начинает кружиться голова. А утомительные поиски, в которых вам далеко не всякий продавец поможет, никак не улучшают настроения одинокого покупателя в огромном полупустом магазине.

Что же делают в этой ситуации издатели и книготорговцы? Да просто выпрыгивают из штанов: приглашают авторов и артистов, устраивают викторины, заманивают подарками и скидками, увешивают все вокруг плакатами, баннерами, флаерами и прочими штучками, называемыми не по-нашему, а все это вместе именуется совсем уж неуклюжим словом "мерчендайзинг" - то бишь целая наука о привлечении потребителя непосредственно в местах продаж.
Нет, не от хорошей жизни пускаются издатели во все тяжкие. Без такого вот балагана и не продашь теперь ничего. Конкуренция высока, а желающих читать не прибавляется. Количество авторов и названий несуразно растет, а тиражи падают. Что же нас ждет впереди? Писатели, читающие сами себя, и народ, тупеющий перед телевизором и компьютером, слившимися в один экран? Есть и такая гипотеза. Но...
Знаете ли вы, что есть издатели, у которых тиражи растут? Причем за последний год скачкообразно. Раза в три. А то и в пять. Без всякого мерчендайзинга. У них и так все хорошо. Это издатели аудиокниг.
Еще год назад нужно было объяснять сам термин. Сегодня он уже известен и даже популярен. Количество аудиокнижных фирм выросло с 5 - 6 до нескольких десятков; ассортимент превысил 2000 названий; тиражи стали сопоставимы с "бумажными", а от темпов роста захватывает дух.
Мода? Поветрие? Сумасшествие? Да нет, тенденция. Тихий, уверенный захват рынка. Почему это серьезно? По многим причинам. Назову главные.
Во-первых. Аудиокнига не вытесняет бумажную, не подменяет, а дополняет ее - это новый вид синтетического искусства, близкого кинематографу, театру. Кроме авторов, тут как минимум нужны артисты-чтецы, от которых многое зависит.
Во-вторых, все новое - хорошо забытое старое, а на ретро всегда повышенный спрос в эпоху перемен. Аудиокнига - это же аналогия радиоспектаклей, устных выступлений, лекций, наконец, домашнего чтения вслух. Все такое знакомое, памятное и приятное.
В-третьих, аудиокнига - это очень удобно, современно и престижно. Ведь ее слушают на компьютере, на mp3 плеере, в автомобиле, то есть там и тогда, когда читать некогда или невозможно, и, значит, потребители - прежде всего молодежь и прочая наиболее продвинутая публика.
Однако! И это уже в-четвертых. Каждый шестой покупатель аудиокниги - слепой или слабовидящий, то есть тут еще и забота об инвалидах и стариках. И даже шире - забота о здоровье вообще: не утомляйте лишний раз свои и без того перетруженные глаза, получите ту же информацию через уши.
И наконец, в-пятых, даже при выходе на массовый рынок ассортимент аудиокниг остается куда менее "попсовым", наоборот - интеллектуальным и высокохудожественным. Больше чем на половину он состоит из классики, просто качественной прозы и поэзии, познавательных и учебных книг. И это не случайно. Плохую литературу невозможно слушать в темпе актерского чтения - ее можно только перелистывать и проглатывать. Попробуйте сами и убедитесь. Некоторые издатели уже рискнули выпустить на аудио хваленых лидеров бумажного рынка. Конечно, их имена работают первое время, но рейтинги продаж все равно возглавляют Пушкин и Булгаков, Хемингуэй и Стругацкие, Твен и Лем...
Аудиокнига - яркий пример того, как развитие техники не отдаляет, а приближает, возвращает нас к истокам, к истинной культуре.
Так что отбросьте пессимизм и давайте не будем считать родившихся сегодня заведомо потерянным поколением. Они еще вырастут эрудитами и эстетами похлеще нас с вами. Не стану утверждать: мол, весь этот рай земной наступит благодаря аудиокниге. Тем более я далек от того, чтобы говорить, уподобляясь герою известного фильма (где речь шла о телевидении), будто лет через двадцать повсюду будут только аудиокниги и ничего больше. Разве что осмелюсь предположить: не через двадцать, а уже лет через пять каждая выходящая в свет книга будет параллельно выпускаться еще и в аудиоформате, и это коренным образом повлияет на отбор издаваемой литературы.
Время слушать аудиокниги. Уже сегодня.
ЦИТАТЫ В ТЕМУ
"Мне, конечно, удается время от времени и фильм посмотреть, и книгу почитать. Очень хорошая форма - это аудиолитература, можно в машине запись слушать, по дороге на работу и обратно. Я сейчас слушаю Ключевского, лекции по русской истории" (Владимир Путин)
После этой фразы нашего президента продажи аудиокниг Ключевского выросли в 6 (!) раз.
* * *
"Количество читающего народа у нас падает с каждым годом - так пусть хотя бы слушают книги, это лучше, чем ничего" (Борис Стругацкий)
Аудиокниги Стругацких - это первое в истории жанра и весьма популярное собрание сочинений на 30 дисках.
КСТАТИ
Термин "аудиокнига" появился после изобретения формата сжатия mp3, позволяющего записать на один компакт-диск до 20 часов звука.
Самое популярное произведение среди аудиокниг - "Мастер и Маргарита". Его переиздали уже семь раз в разных издательствах и с разными исполнителями.
Самым многотиражным среди аудиопроектов стал "Код да Винчи". Неудивительно, учитывая "бумажную" артподготовку. Но чья в этом заслуга: Дэна Брауна или Эммануила Виторгана, прочитавшего для нас его роман?
Самым популярным направлением аудиолитературы оказывается фантастика - вся, от классики до новинок. Наверное, потому, что фантасты всегда лучше других чувствовали новейшие тенденции в обществе.