25 ноября в Светлановском зале Московского Международного дома музыки — премьера
— Как родилась идея спектакля в партнерстве с певицей Ниной Шацкой, композитором Златой Раздолиной, режиссером Юлией Жженовой по поэзии Анны Андреевны?
— Идея возникла не сразу, но просто не могла не возникнуть. Моя любовь к поэзии началась в юности. Как и многие девушки в нежном возрасте, я открывала томики стихов Цветаевой или Ахматовой и пыталась найти в поэтических строках ответы на волнующие меня девические вопросы. Ведь женская лирика — это всегда исповедь автора, в ней так много чувственности, остроты, искренности, а исповедуясь, человек не может лгать. Конечно, я читала стихи про себя, учила наизусть особенно полюбившиеся, но никогда не декламировала их вслух. Не то чтобы стеснялась, нет, но любимые строки были моей маленькой тайной, и я не могла доверить ее даже близким подругам. Уже много позже, в Театре имени Моссовета, играя в спектакле «Серебряный век», я все же столкнулась с проблемой чтения стихов со сцены. Моя героиня Кира Августовна живет поэзией, она иногда даже не замечает, как при разговоре с людьми вдруг переходит на стихи. Мне было так сложно преодолеть себя, что я обратилась за помощью к своему вгиковскому педагогу по сценической речи Алле Дмитриевне Егоровой. Мы скрупулезно разбирали стихотворные тексты, я словно заново училась произносить слова… А два года назад, на одном из кинофестивалей, я попала на сольный концерт Нины Шацкой. Когда услышала, как Нина поет, сразу поняла, что мы одинаково чувствуем поэзию. И практически сразу родилась идея сделать совместный спектакль, посвященный творчеству Анны Ахматовой, тем более что у Нины уже была программа, в которой она исполняла романсы на стихи Анны Андреевны. То есть полработы уже было сделано. Оставалось малое — найти правильный ракурс спектакля. Ведь мы хотели создать именно спектакль, непрерывное действие, где поэзия, музыка и вокал естественным образом нанизывались бы на сюжетную нить. И в этом нам помогла замечательный режиссер — Юлия Георгиевна Жженова (дочь Георгия Жженова). В спектакле звучат две поэмы Анны Андреевны: ранняя, «У самого моря», и одна из последних, «Реквием». Я очень благодарна дирижеру Феликсу Арановскому — единственному мужчине в нашем спектакле. По взмаху его руки время останавливается, и начинается жизнь в другом измерении.
— В Театре Моссовета вы играете в спектакле «Серебряный век» вместе со своими знаменитыми партнерами — Георгием Тараторкиным, Ольгой Остроумовой, Андреем Смирновым, Александром Леньковым. Герои пьесы Михаила Рощина в 1949 году, находясь в коммунальной московской квартире, вспоминают поэтический Серебряный век и читают стихи. На ваш взгляд, ранняя Ахматова очень отличается от Ахматовой «Реквиема», «Поэмы без героя»?
— В последнее двадцатилетие своей жизни, как мне кажется, поэзия Анны Андреевны стала более жесткой. Если поэма «У самого моря» написана белым стихом и в ней слышатся звуки разбивающихся о берег волн, шум прибоя, то в «Реквиеме» — четкий, рваный, нервный ритм, и мы явственно слышим «замков постылый скрежет да шаги тяжелые солдат»…
— Какие у вас взаимоотношения с Театром Российской Армии, в котором вы служили до прихода в Театр Моссовета?
— Прекрасные. 10 лет жизни отданы этому театру, здесь я впервые почувствовала себя театральной артисткой, именно на сцене Театра Армии я сыграла множество незабываемых ролей: Нину Арбенину и Беатриче, Дездемону и Веру Филипповну. У меня были прекрасные партнеры — Олег Борисов, Людмила Чурсина, Борис Плотников, Ольга Богданова… До сих пор у нас очень теплые отношения. Мне посчастливилось поработать с Леонидом Хейфецем и Борисом Морозовым. Но переход в Театр Моссовета — это следующая ступенька моего творческого роста, это встреча с новыми партнерами, режиссерами, это взаимодействие с новой труппой, с новым коллективом…
— Как у вас сегодня с кино? Снимаетесь в новой картине?
— Начинаю сниматься у Олега Фесенко в