КТО ВИНОВАТ?
Хоть и не все российские автомобилисты читали Чернышевского, "любимые вопросы русской интеллигенции" их тоже иногда волнуют. Кто виноват и что делать? Особенно зимой. Вы, наверное, слышали о том, как дня три назад на Каширке сразу 20 машин не смогли разъехаться - попали в аварию. У большинства авто повреждения небольшие, но они есть и кто-то должен платить за нанесенный ущерб. Кто? Этот случай, конечно, уникальный. В нем вряд ли до конца разберутся даже специалисты ГИБДД. Но определить, кто виноват, и в несложной ситуации, когда, допустим, машины на скользкой дороге коснулись бортами, бамперами, оторвали молдинги, чуток помяли крылышки, в общем, "поцеловались" без ущерба здоровью водителей, бывает ой как трудно. Поэтому поставим точки над "i". Хотя бы для ориентации в типичных ситуациях.
1. Сразу определите, двигалась ваша машина в момент удара или нет? Очень часто мелкие аварии происходят на заснеженных перекрестках, когда машины начинают движение. Если кто-то из вечно спешащих водителей именно в это мгновение поддаст газку, то задок его авто завиляет и может задеть кузов соседней машины. Если вы еще не тронулись с места, можете спокойно приглашать инспектора ГИБДД. Но до этого попросите парочку водителей, которые видели происшествие, чтобы они выступили в качестве свидетелей. Запишите их телефоны.
2. Если обе машины во время "поцелуя" были в движении, то определите, где находились колеса вашей машины. Если они занимали свою полосу и не касались даже разметки, то это и есть ваш шанс, поскольку вы не нарушали рядность движения. Разметку под снегом обнаружить трудно, но можно.
3. Тысячу раз говорил и повторю еще: берегите правый борт. При обгоне, при перестроении из левого ряда в правый убедитесь, что справа никого нет даже близко. Во-первых, это надо сделать для того, чтобы не подрезать соседний автомобиль, а во-вторых, чтобы не попасться на удочку подставлялам. В большинстве случаев дорожные бандиты пользуются именно этим приемом: подставляют левое переднее крыло своей дорогой машины под ваше правое заднее как раз в момент перестроения. Попробуй, докажи, что ты не подрезал их автомобиль.
4. Есть несколько ситуаций, когда вы можете быть на сто процентов уверены в своей невиновности. Если нос чужой машины въехал в ваш багажник или стукнул в заднюю дверцу, заднее крыло, то, скорее всего, вам нечего беспокоиться: платить за ущерб придется инициатору "поцелуя". Конечно, если он крутой, то будет напирать на то, что вы очень резко затормозили и вообще вели себя на дороге как попало... Не тушуйтесь, вызывайте сотрудников ГИБДД. Кстати, мой приятель, который на своем "жигуленке" стукнулся на равнозначном перекрестке с "джипом", так и сделал. И что? Вина водителей была разделена поровну. В таком случае не вздумайте делить поровну затраты на восстановление обеих машин. При равной вине водителей каждый должен ремонтировать свой автомобиль.
5. Если вы тюкнули машину в багажник, то не пытайтесь спорить и действовать нахально. Признайтесь себе, что виноваты, и постарайтесь разобраться на месте. Дело в том, что даже за небольшое касание, после которого ущерба-то кот наплакал, можно на несколько месяцев лишиться прав или заплатить серьезный штраф за нарушение правил дорожного движения. А как же! Вы не соблюдали дистанцию, а возможно, и скоростной режим. Статьи серьезные, сами понимаете. У меня пару раз такое бывало. Однажды засмотрелся на соседку-пассажирку и въехал в бампер впереди идущей "волжанки". Помял его совсем немного, но пришлось извиниться и выложить 500 рублей. В другой раз "Волга" стукнула и помяла бампер моей "БМВ-727". Не рассчитал парень, не сделал поправку на скользкую дорогу. Я достал фотоаппарат, все сфотографировал и предложил разойтись с миром, но после того как мне заменят бампер. Попросил задаток и документы. Видимо, водитель понял, что ему не отвертеться (фотографирование сделало свое дело) и выложил 500 долларов и водительское удостоверение. На другой день бампер был заменен, я отдал задаток и мой "обидчик" "накрыл поляну". Мы славно попиро-вали...
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Конечно, если ваша машина за-страхована, то после "поцелуя" на скользкой дороге не стоит переживать. Надо радоваться, что все обошлось так легко и никто не пострадал. В конце концов, к машине нельзя относиться так же, как к человеку. Я лично очень поддерживаю ребят, которые придумали прекрасный праздник под названием День жестянщика. Если интересно, загляните в Интернет. Там водители с таким юмором и иронией рассказывают про свои "автопоцелуи" на дорогах, что понимаешь: а ведь действительно жизнь не кончается, если помяли крыло. И не надо из этого делать трагедии.
Ну а после аварии и определения вины (своей или чужой - неважно) надо искать специалистов, которые бы оценили нанесенный ущерб. Этот шаг надо делать сразу, как только у вас на руках появилась справка ГИБДД об аварии. Можно, конечно, просто поехать в сервис или к своим знакомым и отремонтироваться побыстрее. Так, кстати, некоторые и делают. А потом гоняются за обидчиком, чтобы тот заплатил за ремонт вашей машины. А он может тянуть годами.
Лучше уж определиться с суммой для возмещения ущерба официально. В Москве есть очень много организаций, где это делают профессионально. Любой инспектор подскажет вам, куда обратиться. Тут нужно учесть одну тонкость. В справке об аварии должна быть интересная запись: "Возможны скрытые дефекты". Это значит, что у вашей машины от удара в дверь могла поехать стойка, кузов, еще что-нибудь. Так вот, эти "скрытые дефекты" оценщики обязательно учтут.
Не забудьте: проводить оценку ущерба надо в присутствии виновника аварии. Если не можете "выудить" его, то пошлите за два дня до оценки телеграмму по его адресу. Тут неважно, частник или водитель какой-то организации стукнул вашу машину. После телеграммы уже не имеет значения, придет обидчик выслушать "финансовый приговор" официальных оценщиков или нет. Замечу, что частники чаще являются на процедуру оценки, поскольку боятся завышения стоимости ущерба.
Если и после этого обидчик не платит, ваша дорога - в суд. Издержки на судопроизводство, помните, платит виновная сторона. Обращаться к бандитам, чтобы помогли выбить должок, не советую - себе дороже получается. Да к тому же можно попасть и под уголовную статью.
ГДЕ ДЕЛАТЬ "ЖЕСТЯНКУ"?
Могу поделиться личным опытом. На стоянке не далее как три недели назад какой-то, простите, индюк, въехал в передок моей "бээмвушки". Адреса, естественно, он не оставил, скрылся в неизвестном направлении, поступил, в общем, по-русски. Я объехал несколько мастерских. Выправка крыла, причем небольшая, стоит от 100 до 250 долларов. Я нашел ребят, которые сделали за 50. (Если и вам повезет, то проверьте, есть ли у них специальная камера для сушки авто после грунтовки и покраски.) За покраску мне пришлось выложить тоже не очень много - 50 долларов. В других сервисах меньше 100 не бывает. За одно крылышко.
Для отечественных машин цены меньше, но тоже высоки. Поэтому владельцам "жигулей", "москивичей" и так далее стоит взять в руки карандаш и посчитать, что выгоднее. Выправлять детали или купить новые?
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ НА РЫНКАХ МОСКВЫ (В РУБЛЯХ)
ВАЗ-2101-2107 ВАЗ-2108-2109 ВАЗ-2110 АЗЛК-2141 ГАЗ-3110
Дверь передняя 1050 1300 1350 1250 580
Дверь задняя 650 950 1350 950 580
Крыло переднее 270-450 500 350 570 420
Крыло заднее 520 1450 950 670 420
Капот 960 520 1700 1700 950
Крышка багажника 660 - 1050 - 850
Бампер передний 680 930 1300 650 350
Бампер задний 680 950 1400 650 450