03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

XXI ВЕК БУДЕТ ВЕКОМ ПЕСНИ

Евреинов Владимир
Опубликовано 01:01 24 Декабря 2002г.

Александр Ведерников принадлежит к тем артистам-исполнителям, которых с полным правом можно

Александр Ведерников принадлежит к тем артистам-исполнителям, которых с полным правом можно называть соавторами композитора и поэта. Когда слышишь и видишь его оперных героев - скажем, Варлаама или Кутузова, то такое впечатление, будто Мусоргский или Прокофьев писали специально для него. Тем более это справедливо, если речь о современнике, с которым Ведерников работал в тесном содружестве. Именно таким был Георгий Свиридов. Более тридцати лет двух великих музыкантов связывала творческая дружба. Многие свиридовские сочинения до сих пор трудно представить себе "вне" ведерниковской интонации. Мало того, что они порой и писались в расчете на уникальный бас Александра Филипповича. Певец и сейчас, когда ему стукнуло 75, продолжает исполнять музыку Свиридова (как и других композиторов), да так ярко, артистично, со своим неповторимым актерским куражом, что каждый его концерт превращается в своего рода сенсацию.
Нам показалось интересным познакомить читателей с тем, что говорил Свиридов об искусстве Ведерникова. Тем более что, как обычно у Георгия Васильевича, мысль его, отталкиваясь от непосредственного предмета разговора, охватывает чрезвычайно широкий спектр художественных, духовных явлений.
Предлагаемые "размышления вслух" сохранились в личном звуковом архиве Свиридова в виде магнитозаписей и ранее в печати не публиковались. "Труду" их любезно предоставил президент Национального Свиридовского фонда Александр Белоненко.
Первая запись датируется ориентировочно 1967 годом, когда сотрудничество Свиридова и Ведерникова было особенно тесным. Вторая сделана в конце 1980-х и выделяется широтой взгляда на русскую музыку, на будущее музыкального искусства вообще.
- Я горячо люблю и высоко ценю большой талант Александра Ведерникова. Прежде всего меня пленяет его серьезное, я бы даже сказал, благоговейное отношение к искусству. У Ведерникова - превосходный голос, богатый тембровыми оттенками, теплый, выразительный, мужественный и какой-то особенно задушевный. И все-таки, несмотря на прекрасные вокальные данные, хочется прежде всего говорить о Ведерникове-артисте, о Ведерникове-художнике. Потому что петь для него - значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поразил меня мощью и эпическим размахом в партии Варлаама из "Бориса Годунова" Мусоргского. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана, Брамса или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов. Есть у Александра Ведерникова еще одно, очень важное и ценное свойство, которое мне даже трудно определить словами. С одной стороны, в его интерпретации всегда присутствует эпическая нота, а с другой стороны - все, что он создает, овеяно свежим, современным, сегодняшним.
Я бесконечно ему признателен за то, что он дал жизнь моей "Патетической оратории" - произведению, которое мне очень дорого. Я от души желаю большого пути этому замечательному молодому артисту.
* * *
- Глубокое, самородное дарование Александра Филипповича Ведерникова... Да, это - русский певец, настоящий наследник лучших традиций басов. Великолепен он и в опере. Яркий, сочный реализм. Без натуралистических деталей, подробностей, без шаржирования какого-нибудь - это ему чуждо. Это подлинный реализм в том смысле, в каком реализм есть русская опера, русская песня, русский романс. Русский романс - это одна из величайших вершин музыкальной культуры человеческой наряду с немецкой Lied (песней), созданной великими композиторами Германии, начиная с искусства древних миннезингеров, мейстерзингеров, Ганса Сакса, Вальтера фон дер Фогельвейде и других изумительных певцов, сказителей... Глубоко убежден, что XXI век даст нам расцвет именно песенного искусства.
Вот Ведерников настоящий в этом смысле певец, новый. Это певец, который исполнение песни поставил на изумительную, новую высоту. Это не значит, что он, скажем, пел лучше, чем Шаляпин. Те песни, которые были излюблены Федором Ивановичем, он пел, конечно, совершенно, бесподобно и неподражаемо. Но у Шаляпина это песни, которые были как бы поставлены им в концертный ряд, то есть рядом с Даргомыжским, с Мусоргским, с Шуманом, с оперными ариями, которые он пел. То есть возведены в ранг великого искусства. Но Шаляпин "концертизировал", что ли, песню. Он делал из нее подчас уже почти романс.
Ведерников делает другое. После ее "искажения" Ведерников вновь приблизил песню к народному. Он поет народные песни именно чисто по-народному. Но дело не только в народных песнях.
Часто упрекают русское искусство как бы в провинциальности. Это, конечно, большая глупость! Большая глупость! Провинциальное, может быть, есть всюду. А больше всего провинциальности, когда тщится человек быть, к примеру, новгородским парижанином или московским, так сказать, нью-йоркцем... Это чепуха! Вот это и есть провинциальность! Но петь замечательно свое - это вовсе не провинциальность. Тем более Ведерников изумительно поет европейскую музыку. Ведь именно в Германии он был впервые замечен как артист и получил свою первую Международную премию на конкурсе имени Шумана. Это было в 1956 году, кажется. Он был и несравненный исполнитель Шумана, изумительный. Замечательно пел и Шумана, и Шуберта, и Баха - его арии из кантат, он с органом много пел. И песни Баха и Бетховена, конечно. Он классику пел. Он воспитан на классическом репертуаре и поет замечательно...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников