ЛОВУШКА ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

После смерти Набокова остался неоконченный роман "Одинокий король". Название книги прижилось в набоковиане, став одним из самых точных определений его судьбы и творчества.

Изысканный и аристократичный, допустивший приблизиться к своей тайне только избранных - "хороших читателей", то есть с развитым вкусом, памятью, воображением, щедрый на признания, но так и не открывший своей тайны, он и до сих пор остается до конца непонятым автором... Вернувшись своими книгами на родные берега в начале 80-х годов под оглушительные споры критиков и литературоведов, Набоков и в начале ХХI века не успел занять того места в нашем сознании, которого достоин. Многие, смущенные откровенностью "Лолиты", отказывают писателю в нравственной чистоте, другие, утомив неискушенный глаз стилистической виртуозностью, уверяют, что Набоков - это "словесная эквилибристика, и только"... Книга Николая Анастасьева "Владимир Набоков. Одинокий король" приближает нас к постижению феномена Набокова - единственного в мире классика сразу двух литератур: русской и американской.
Автор книги был одним из первых, кто старался взрастить из советского читателя "хорошего читателя Набокова". В предисловиях к сборникам писателя он пестовал художественный вкус, подсказывал путь воображению и часто "обезвреживал" ловушки, которые мастер с такой любовью расставил для нас по всему пространству своих текстов. Увесистый том в 500 страниц, снабженный редкими фотографиями, стал в международной обширной набоковиане одной из самых честных, правдивых и оригинальных книг.
"Писатель и "частное лицо" - нераздельны; а жизненное событие... - некоторый умысел судьбы, без которого не было бы главного - творчества". Именно такой постулат взял за основу своего метода Анастасьев, попытавшийся гармонично объединить оригинальное исследование и биографию, создать стереоскопическое изображение феномена Набокова.
Почему Набоков так упорно сторонился людей одной с ним крови и судьбы? Почему Набоков постоянно "меняет показания", касающиеся его лично, и одни и те же события по-разному описаны в его произведениях? Описал ли он себя в Гумберте Гумберте, любителе нимфеток? Почему упреки в антиамериканизме ранили Набокова гораздо сильнее, чем в безнравственности? На эти и на многие другие вопросы читатели книги Анастасьева найдут ответы. И самые интересные открытия их ждут на тех страницах, где автор дает свою версию прочтения произведений одного из самых загадочных писателей ХХ века.