В ЦЕНТРЕ НЕ ПРОДОХНУТЬ

Центр Москвы перегружен и буквально задыхается. В самом небольшом округе столицы живет чуть более 400 тысяч москвичей. Но ежедневно на работу сюда приезжает в пять раз больше - почти два миллиона человек. Именно на центральных улицах в течение всего рабочего дня наибольшее количество автомобильных пробок. А в воздухе из-за выхлопов - повышенное содержание никеля и свинца.

В мире есть мегаполисы, центральные кварталы которых полностью превратились в бизнес-центры: место жилых домов занимают офисы, а население переехало на свежий воздух. Разделит ли центр российской столицы судьбу Уолл-стрит? Останутся ли в престижных кварталах жители? На эти вопросы отвечают представители столичных властей.
ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НЕ БУДЕТ
Слух о том, что жителей Тверской ожидает массовое переселение в другие районы, стал темой предвыборных спекуляций.
Опроверг его вице-мэр столицы Валерий Шанцев. По его словам, москвичи неправильно истолковали распоряжение бывшего префекта ЦАО об обследовании проблемных домов. Таковыми считаются строения с деревянными перекрытиями.
"Такие проверки проводятся систематически, и не только на Тверской. Для каждого строения составляется паспорт, в котором дается оценка его состоянию", - объяснил бывший префект ЦАО Геннадий Дегтев.
На Тверской серьезный ремонт требуется четырем строениям. Всего же в этом году в округе признаны ветхими и подлежат "реконструкции с отселением" 58 домов. Кроме того, продолжается снос хрущевок. Последняя пятиэтажка исчезнет с территории ЦАО через год-полтора, а жителям предстоит справить новоселье в ближайшее время.
Останутся ли эти "вынужденные переселенцы" в центре? Для того, чтобы предоставить жилье в пределах округа всем, необходимо 146 тысяч кв. метров жилья, пока же по городскому заказу выделено 103 тысячи квадратных метров.
По мнению Юрия Лужкова, недостающую площадь можно набрать за счет строительства нового жилья на территории бывших промышленных зон.
"Количество жителей Центрального округа столицы должно не уменьшаться, а увеличиваться. Для этого нужно ускорить процесс перевода промышленных предприятий за МКАД", - заявил мэр столицы.
ПЕРЕВОД ПРЕДПРИЯТИЙ
В ближайшее время освободятся от промышленных предприятий около 200 гектаров "центральной" земли. Заводы переводят в промышленные зоны юго-востока столицы и в Подмосквье. За последние четыре года выведено около 300 объектов, в ближайшие несколько лет предстоит перенести еще тысячу. Планируется, что ежегодно на окраины будут переезжать по 100 предприятий. Таким образом, в следующем году освободится еще 50 га.
После того как предприятие переезжает, специалисты "Москомархитектуры" определяют техническое состояние и историческое значение освобожденных корпусов. Если никакой ценности нет, то они идут под снос. Затем специалисты-экологи берут пробы земли на анализ. При сильном загрязнении - грунт заменяют. А на освободившейся территории возводят жилье и офисные помещения.
В первую очередь от фабричных труб избавятся набережные Яузы и Москвы-реки. Вывод предприятий из центра уже снизил промышленные выбросы на полторы тысячи тонн в год.
ТРАНСПОРТ
Перенос промышленных предприятий уменьшит транспортные перегрузки: центральные магистрали постепенно избавляются от грузовых трейлеров. По данным экологов, ввод третьего транспортного кольца сократил количество автомобильных выхлопов в центральных кварталах. Новое кольцо - одна из самых экологичных дорог Москвы: половина трассы проходит вне жилых массивов. В грядущем году долгожданный подземный переход появится на Садово-Кудринской площади. Сегодня пешеходы не могут прорваться сквозь автомобильный поток даже на зеленый свет. А как только машины останавливаются, на Садовом возникает затор. На время прокладки туннеля поперечное движение через кольцо перекроют: водителям придется искать другие пути от Нового Арбата к Красной Пресне.
Извечная проблема - припарковать автомобиль в пределах Садового кольца. Главный архитектор столицы Александр Кузьмин признался, что план строительства гаражей сорван. По его мнению, в ближайшие годы удастся создать не более 20 тысяч машиномест. Ранее столичные власти намеревались построить к 2005 году 65 тысяч мест. Основная причина в том, что инвесторы отказываются от дорогого строительства подземных гаражей, а также самовольно "перепрофилируют" земельные участки, отданные под гаражи, и строят на них жилье.
Спасать положение призваны новые дешевые модели гаражей, разработанные столичными проектными институтами. Они изготавливаются из легких металлических конструкций, к тому же занимают вдвое меньшую площадь. В новом году в центре появятся "вертикальные" стоянки, прилегающие к глухим торцам зданий.
МАГАЗИНЫ
Чтобы сдать прохудившиеся ботинки в ремонт, а испачканный пиджак в химчистку, сделать стрижку или купить картошки и молока, жителю престижной Пресни приходится отправляться куда-нибудь в Зюзино. За последние годы центр потерял более 160 "социальных объектов" - булочных, парикмахерских, домов быта. При этом на округ по-прежнему приходится более 40 процентов всего товарооборота столицы. Просто новые хозяева недвижимости отдают предпочтение более прибыльным предприятиям - на месте доступных магазинов и прачечных открывают бутики, рестораны, центры мобильной связи.
В наступающем году власти намерены приступить к возвращению "социально значимых объектов": в центре откроется более 50 магазинов экономкласса. Кроме того, откроется 10 социальных магазинов, где будут продавать товары со скидками пенсионерам и малоимущим.
Чтобы избежать превращения булочных в бутики, администрация ЦАО впредь предлагает при продаже или передаче в аренду торговых помещений запретить их перепрофилирование.
Вымирание центра - проблема, с которой сталкиваются все крупнейшие мегаполисы. Если Москва сделает центр пригодным не только для экскурсий туристов, но и для жизни простых москвичей, это будет уникальный опыт, который смогут позаимствовать другие столицы мира.