04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ЦЕЛОМ СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Долинский Юрий
Опубликовано 01:01 24 Декабря 2004г.
Вчера в Кремле состоялась традиционная "большая" пресс-конференция главы государства Владимира Путина, во время которой он подвел экономические и политические итоги минувшего года, ответил на вопросы журналистов.

По словам президента, в нынешнем году пресс-конференцию решили провести вместо практиковавшегося прямого телевизионного эфира, поскольку в декабре в России все-таки холодно. "Но от практики прямого телеэфира мы не отказываемся", - сказал он. Предыдущая большая президентская пресс-конференция состоялась 18 июля 2001 года. За полтора часа Путин ответил тогда на 22 вопроса. Вчера глава государства поставил своеобразный рекорд, ответив в течение более чем 3 часов на 51 вопрос.
Встреча с президентом вызвала особый интерес российских и зарубежных масс-медиа. Аккредитацию в Кремль получили 690 журналистов. Ответы Владимира Путина на их вопросы транслировались в прямом эфире Первым каналом, телеканалом "Россия" и радио "Маяк". Предлагаем вниманию читателей выдержки из ответов президента России.
ОБ ИТОГАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ГОДА
Политический год в целом заканчивается со знаком плюс. Наш мир не свободен от очагов напряженности, и это не только Ближний Восток и Ирак. Горестное воспоминание оставляют, без сомнения, события в Беслане. Это заставляет нас продолжить уделять внимание антитеррористической деятельности, укреплять правоохранительные органы, организационную и политическую систему государства. В будущем году основные силы сосредоточим на борьбе с террором, на укреплении политической системы, в том числе на развитии многопартийности в России. Наша страна в течение длительного периода развивалась как супербюрократизированная, это укрепилось в сознании чиновников и широких масс. Административная реформа - небыстрый процесс, но мы идем по правильному пути. То, что сделано правительством, - недостаточно, но движение идет правильное. Правительство России, несмотря на разные подходы его членов к решению стоящих задач, является одной командой.
ОБ ЭКОНОМИКЕ
ВВП России в 2004 году вырастет на 6,8 процента. В пересчете на душу населения ВВП составит около 4000 долларов, что вдвое выше, чем уровень 2000 года, и почти в три раза больше, чем в 1999 году. Этот показатель соответствует среднегодовым темпам роста экономики РФ за последние 5 лет. Объем государственного долга РФ с 1999 года снизился на треть. Пятый год подряд бюджет РФ исполняется с профицитом, а размер стабилизационного фонда превысил 20 млрд. долларов. Золотовалютные резервы РФ увеличились почти на 70 процентов и приближаются к отметке 120 млрд. долларов. Это рекордный показатель не только в истории РФ, но и СССР. В текущем году в страну поступило около 10 млрд. долларов прямых инвестиций.
О СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Пенсии в текущем году выросли на 5 процентов, рост заработной платы составил 10-12 процентов. Минимальная заработная плата бюджетников в течение 2005 года вырастет на треть в номинальном выражении при инфляции в 8,5 процента. Предполагается, что к маю 2006 года минимальный размер оплаты труда будет доведен до 2,1 тыс. рублей. Таким образом, рост в этой сфере за два года составит 83 процента. Количество безработных в стране сократилось до 7,4 процента от экономически активного населения. Этот процент соответствует примерно 5,5 млн. человек. Количество выдаваемых в России ипотечных кредитов за ближайшие 2-3 года должно быть доведено до 1 млн. На сегодняшний день количество таких кредитов составляет около 40 тыс.
"Я бы считал правильным вернуться к созданию условий, при которых люди, проживающие в других регионах, могли бы получать пенсии, заработанные на Севере", - сказал, отвечая на очередной вопрос, Путин. Он отметил, что Министерство финансов уклоняется от решения этого вопроса, поскольку это повлечет дополнительные расходы государственных средств. "Но мне кажется, что к этому надо вернуться", - подчеркнул президент.
О МОНЕТИЗАЦИИ ЛЬГОТ
Сохранять прежнюю систему льгот уже было нецелесообразно. Тем более что средства не доходили до людей. Государство много обещало, но мало что сделало. При старой системе, сколько в нее ни направляй, все равно половину украдут. Хочу обратить внимание, что на поддержку льготников государство никогда не выделяло из федерального бюджета таких средств - оно в шесть раз повысит расходы на эти цели. И региональные власти должны задуматься над повышением расходов на такие цели, чтобы те категории льготников, которые закреплены за регионами, не были бы обижены по сравнению с другими категориями льготников.
О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРОВ
Когда депутаты, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, будут голосовать за предложенного президентом России губернатора, это является оптимальным и не нарушает принципов демократии, основополагающих принципов Конституции Российской Федерации. В условиях России невозможно, чтобы система выборов в одном субъекте была одна, а в другом - другая. В то же время в некоторых регионах существуют и определенные традиции, от которых не следует отказываться. К примеру, в Дагестане, если представитель одного этноса является президентом, то представитель другого обязательно должен занимать пост главы правительства. Поэтому я считаю, что выборы глав регионов депутатами законодательных собраний, которые, в свою очередь, избраны народом,- это правильная модель.
Не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более советского типа. Это не создало бы благоприятных условий для развития экономики и ограничило бы возможности общества в контроле за действующей властью. Предложения по изменению порядка формирования региональной исполнительной власти направлены на то, чтобы создать более устойчивую ситуацию с точки зрения сохранения российской государственности.
ОБ УКРУПНЕНИИ РЕГИОНОВ
Данный вопрос полностью находится в компетенции самих регионов. В некоторых случаях он, конечно, является обоснованным. Есть маленькие, небольшие субъекты Федерации, которые с экономической точки зрения не являются самодостаточными. И в интересах людей, которые там проживают, в интересах населения, обеспечения социального самочувствия это обоснованно. Искусственно мы не будем форсировать этот процесс. Я не думаю, что он является стратегическим направлением развития внутриполитической ситуации и строительства российской государственности. Нам не нужны три, четыре, пять огромных регионов. Но там, где это обоснованно, экономически прежде всего, мы такие процессы будем поддерживать.
О "НЕФТЯНКЕ"
Приобретение "Роснефтью" компании "Байкалфинансгруп", владеющей 77 процентами акций ОАО "Юганскнефтегаз", сделано вполне рыночными способами. Все мы прекрасно знаем, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов и как, используя различные уловки, в том числе нарушая действующее тогда законодательство, многие участники рынка получали многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя совершенно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным. Российские энергокомпании развиваются хорошими темпами, увеличивают добычу. Нефтяные компании по итогам года увеличили добычу на 5,2 процента, добыча газа выросла на 3 процента. И все увеличили поставку энергетического сырья на внешний рынок.
О ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ
Президент РФ Владимир Путин счел некорректным высказывание президента Польши Александера Квасьневского, заявившего в одном из своих интервью, что для США Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной...
Мы никого не собираемся аннексировать. Если же это читать как желание ограничить возможности России по развитию ее отношений с соседями, то это значит, что речь идет о стремлении изолировать Российскую Федерацию. Россия не пошла по югославскому варианту, Россия сделала все для того, чтобы постсоветские страны встали на ноги как самостоятельные государства.
Если говорить о всем постсоветском пространстве, то меня прежде всего беспокоит решение вопросов неправовым способом. Это попытка создания состояния перманентной революции. Надо привыкать жить по закону. Меня беспокоят двойные стандарты. Провели выборы в Афганистане. Это первые выборы в Афганистане, и мы их поддержали. Однако мешки с отпечатками пальцев свозились со всех стран в течение двух-трех недель. В Косово провели выборы, но 200 с лишним тысяч сербов вынуждены были покинуть дома и не смогли принять в них участие. Сейчас собираются в Ираке проводить выборы. У меня большие сомнения, может ли быть обеспечена демократичность выборов в условиях полной оккупации. Когда мы предложили проконтролировать выборы в Чеченской республике, то нам заявили, что там будто бы не созданы условия. А в Ираке можно? Так нельзя подходить к решению вопросов, которые интересуют всех. ЕС предложил, чтобы в Македонии албанцы участвовали в управлении страной в том же соотношении, какова их доля в населении - 20 процентов. В Риге 60 процентов населения - русские, а говорят, что там "другая ситуация". Какая там другая ситуация? Надо прекратить издеваться над здравым смыслом.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С УКРАИНОЙ
Было бы неправильно предвосхищать результаты выборов в Украине, хотя "социология" нам известна. С господином Ющенко мы знакомы, всегда имели нормальные деловые отношения. Мы всегда будем рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ. Нас беспокоят только попытки решать политические вопросы неправовыми методами и менять правила игры в ходе политических процессов. Но в конечном итоге мы примем любое решение и будем работать с любым руководителем. Мы рассчитываем, что в окружении Виктора Ющенко не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских лозунгах. Это абсолютно недопустимо. Мы надеемся, что долговременные национальные интересы восторжествуют в Украине над сиюминутными политическими интересами.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С США
Мы, безусловно, являемся партнерами при решении ряда острых проблем современности. Это прежде всего касается совместной борьбы с терроризмом. Здесь я без преувеличения назвал бы наши отношения с США не просто партнерскими, а союзническими. Россия и США - ядерные державы, и на нас лежит особая ответственность в сфере нераспространения. Это основополагающие вещи, которые нельзя забывать за сиюминутными проблемами. Именно эти вещи и наши национальные интересы лежат в основе отношений с Бушем. Он порядочный человек, и я ему полностью доверяю как партнеру...
При этом Путин признал, что у них с Бушем бывают разные точки зрения. Их обсуждение президенты смогут продолжить на следующей встрече, которая состоится 24 февраля 2005 года в Братиславе.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЯПОНИЕЙ
Требования Токио о возвращении четырех островов Южной Курильской гряды неправомерны. Декларация 1956 года была в свое время ратифицирована и Советским Союзом, и Японией. Если Япония ратифицировала эту декларацию, то почему сейчас японская сторона поднимает вопрос о четырех островах? Статья 9 Декларации 1956 года гласит, что обязательным предварительным условием возможной передачи двух островов является подписание мирного договора, что однозначно читается как урегулирование всех дальнейших территориальных споров. Советский Союз был готов передать два острова, но не сказано, на каких условиях передать, когда передать и чей суверенитет будет распространяться на эти территории. Это предмет тщательного изучения и совместной работы с нашими японскими коллегами и, я бы сказал, друзьями.
ОБ АБХАЗИИ
Мы исходим из тезиса территориальной целостности Грузии, но полагаем, что все спорные вопросы, в том числе такие, как абхазский или югоосетинский, должны решаться мирным путем, на основе переговорного процесса и с учетом интересов всех народов, проживающих на этой территории. Россия будет выстраивать отношения с Грузией, надеясь использовать свое влияние и свои дружеские отношения, которые складываются с грузинским руководством, и традиционные дружеские отношения с Абхазией для того, чтобы этот конфликт был решен. Посредничество России в урегулировании внутриабхазского конфликта отвечает интересам Грузии. Мы уделяем приоритетное внимание подготовке базового договора между Россией и Грузией. В зависимости от того, как будет идти над ним работа, можно будет говорить о визите президента России в Грузию.
О ЛИЧНЫХ ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ
Я, конечно, думаю о том, как мне построить личную жизнь, собственную жизнь после 2008 года, но говорить о возможности баллотироваться на такую высокую должность, как президент Российской Федерации, в 2012, 2016 годах либо совсем уже дальше... Сейчас я об этом не думаю.
Владимир Путин особо подчеркнул, что размышляет о том, как мы пройдем рубеж 2008 года. Это серьезный рубеж для страны. Нужно будет сделать все для того, чтобы должным демократическим образом организовать выборы президента Российской Федерации.
О ПАРТИЙНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА
Сегодня президент в России не только гарант Конституции, но и арбитр в различных межпартийных спорах. Поэтому, мне кажется, еще не настало время, чтобы президент был партийным. Но в будущем я, конечно, такого не исключаю. Что касается меня лично, то я, разумеется, думаю над разными вариантами, но окончательно решения у меня нет.
О СВОБОДЕ СЛОВА
Мы не хуже и не лучше других стран. Власти всегда пытаются обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес, а средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того, чтобы обратить внимание властей и общественности на какие-то ошибки действующей власти. Для нас проблема заключается не в политической составляющей, а в экономической. На мой взгляд, перед нами стоит необходимость и задача обеспечить экономическую базу независимости средств массовой информации, вот по этому пути нам и нужно идти.
О СЛУЖБЕ В ЧЕЧНЕ
С 1 января 2005 года ни одного военнослужащего срочной службы, проходящего службу по линии Министерства обороны, в Чеченской республике уже не будет. А с 1 января 2006 года - и по линии внутренних войск МВД Российской Федерации быть не должно.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОС "ТРУДА"
Обозреватель "Труда" Ольга СОЛОМОНОВА:
- Правительство вчера призналось, что не нашло ответа на вопрос, как удвоить ВВП. Между тем в странах, преуспевших в экономике за счет высоких технологий, начинали с того, что устанавливали налоговые льготы для перспективных отраслей. Что мешает нашему правительству использовать уже признанный международный опыт?
- Найдем ответ. Воспользоваться международным опытом мешает... опыт наших прошлых лет, когда преференции использовались с нарушениями. Правительство будет делать все, чтобы придать экономике инновационный характер. Правительство должно пойти на дальнейшее серьезное снижение Единого социального налога для предприятий, работающих в сфере высоких технологий. При этом нужно сделать все, чтобы избежать злоупотреблений с налоговыми преференциями. В недавнем прошлом они оборачивались многомиллиардными убытками для страны, так как использовались в групповых интересах, а не в интересах экономики в целом. Могут и должны приниматься решения для улучшения НИОКРов (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Такие решения сейчас прорабатываются, готовятся, и, надеюсь, в ближайшее время они будут приняты.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников