СТАНЕТ ЛИ ГАЗПРОМ ГОСПРОМОМ

Самая мощная в нашей стране газовая структура в уходящем году демонстрирует готовность стать еще и крупной нефтяной и энергетической корпорацией. Председатель правления Алексей Миллер не скрывает амбиций: "Мы видим Газпром интегрированной, диверсифицированной международной энергетической компанией, входящей в число мировых лидеров нефтегазовой отрасли".

Для этого были предприняты практические шаги. Вот лишь два из них. В начале ноября в Санкт-Петербурге зарегистрирована компания "Газпромнефть" - стопроцентная "дочка" Газпрома, родившаяся в результате присоединения к нему государственной компании "Роснефть". А в минувшее воскресенье "Газпромнефть" приняла участие в аукционе по продаже акций "Юганскнефтегаза" - крупнейшего нефтедобывающего предприятия ЮКОСа. И хотя победа досталась другой (до сих пор остающейся загадочной) структуре, сам факт участия "Газпромнефти" в этих торгах говорит о многом.
Газпром и без новых приобретений является наиболее заметным игроком на международном топливно-энергетическом рынке. Он обеспечивает 25-28 процентов потребностей Западной Европы в природном газе. По мнению экспертов, в 2005 году Газпром может существенно, до 50 миллионов тонн, нарастить и экспортные поставки нефти в Европу.
Газпромовская нефтегазовая структура воспринимается у нас неоднозначно. Это естественно - даже при том, что авторитет Газпрома как мощного и давнего "игрока" на мировом рынке стабильно высок. С одной стороны, понятно, что государству и постоянным потребителям энергоресурсов выгодно, чтобы российские компании на внешних рынках выступали как единое целое. С другой - весьма настойчиво звучат опасения, в том числе независимых производителей, которых гигант-монополист будет теснить и "выдавливать" с рынка.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев не раз указывал на негативные последствия чрезмерного укрупнения Газпрома. "Наша обеспокоенность возникает, когда одна естественная монополия покупает пакет другой естественной монополии и становится монополией в квадрате". Антимонопольную службу беспокоит ситуация, при которой Газпром, еще более усилив свою мощь, вряд ли будет способствовать развитию конкуренции на топливно-энергетическом рынке.
Некоторые эксперты видят в объединительных действиях Газпрома прелюдию к созданию фактически государственной монопольной нефтегазовой структуры.
В свою очередь, руководители Газпрома заявляют, что процесс создания "новой" компании проходит строго в рамках ее глубокого реформирования и отнюдь не противоречит работе в условиях конкуренции на рынке.
- Соревноваться с мировыми лидерами, стоя на одной ноге (природном газе), очень сложно, - поясняет заместитель председателя правления Газпрома Александр Рязанов. - Поэтому мы разработали и претворяем в жизнь планы по диверсификации бизнеса и повышению экономической устойчивости компании.
По мнению генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института природных газов и газовых технологий - ВНИИГАЗ Рудольфа Тер-Саркисова, Газпрому нет нужды становиться неким ГОСпромом, ибо интересы государства у него и так всегда были приоритетными.
- Превращение Газпрома в мировую энергетическую корпорацию требует концентрации усилий не только в традиционной газовой сфере, но и по другим направлениям энергетического бизнеса, - говорит Рудольф Михайлович. - При этом компания решает и внутрикорпоративные задачи, и активно участвует в развитии многоотраслевой экономики своего основного акционера - государства.
Подобной же точки зрения придерживается председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев:
- Решение об увеличении доли государства в уставном капитале Газпрома - знаковое для сегодняшней ситуации в российском топливно-энергетическом комплексе. Увеличение доли государства в ОАО "Газпром" переводит на качественно иной уровень участие главного акционера в деятельности компании...
Что ж, звучит убедительно. Но у многих заинтересованных наблюдателей нет эйфории по поводу "наращивания мускулов" Газпрома. Эффективное управление столь огромными структурами - дело чрезвычайно сложное. Как оно будет осуществляться? На этот вопрос дадут ответ лишь конечные результаты, выраженные в сумме прибыли, в цифрах выпуска продукции, в соответствии ее цены - качеству.