ПРЕЖДЕ ВСЕГО - ЭКОЛОГИЯ

Увеличение экспорта энергоносителей имеет для нашей страны особое значение. Это, помимо пополнения бюджета, посильный вклад России в процесс интеграции мировой экономической системы. В октябре этого года российская государственная компания ОАО "АК "Транснефтепродукт" (ТНП) объявила о начале строительства экспортного нефтепродуктопровода "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск" и грузового терминала на берегу Балтийского моря. О новом проекте компании, экономических и экологических аспектах деятельности ТНП наш корреспондент беседует с президентом нефтепродуктопроводного гиганта Сергеем МАСЛОВЫМ.

- Сергей Владимирович, то, что "Транснефтепродукт" - государственная нефтепродуктопроводная монополия, факт неоспоримый. А какую ступень занимает ТНП в мировом рейтинге подобных компаний?
- "Транснефтепродукт" входит в пятерку крупнейших в мире корпораций, занимающихся транспортировкой светлых нефтепродуктов. В России это единственная компания, поставляющая дизельное топливо, бензин и керосин от 16 нефтеперерабатывающих заводов на внутренний рынок и на экспорт. Длина нефтепродуктопроводов - 19 тысяч километров. В настоящее время ТНП транспортирует 46 процентов светлых нефтепродуктов, производимых на подключенных к системе заводах.
- Огромное, сложное хозяйство... Насколько эффективна его работа?
- Судите сами: даже в условиях масштабной реконструкции трубопроводной системы нам удается постоянно увеличивать объемы производства. Прирост выручки от реализации услуг холдинга по международным стандартам финансовой отчетности за последние три года составил 73 процента. Сумма прибыли от основной деятельности компании выросла в 2,6 раза. А централизация финансовых ресурсов позволила в 4,3 раза увеличить инвестиции в техническое перевооружение и обеспечить, в свою очередь, выполнение необходимых мероприятий по экологической безопасности и охране окружающей среды.
В течение последних трех лет в холдинге не просто осуществлена реструктуризация, но и введена жесткая система финансового и административного контроля, совершенствуется система корпоративного управления. В коллектив пришли управленцы и финансисты новой формации, сумевшие поднять качество менеджмента на уровень современных требований. Сейчас с участием крупнейших международных консалтинговых компаний закончена работа над вопросами долгосрочного стратегического развития холдинга. Утверждена и успешно реализуется "Политика "Транснефтепродукта" в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и промышленной безопасности".
- Расскажите подробнее о новом проекте компании.
- Проект нового экспортного нефтепродуктопровода "Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск" одобрен правительством страны и включен в долгосрочные федеральные программы. Продуктопровод предназначен для транспортировки дизельного топлива на экспорт через новый морской терминал на побережье Балтийского моря. Наливной порт изначально рассчитан на обслуживание двухкорпусных танкеров, которые соответствуют самым современным европейским экологическим нормам. Нефтепродуктопровод пройдет по территории восьми субъектов Федерации, его длина составит более тысячи километров. Пропускная способность трубопровода и мощность портового терминала - 24,6 миллиона тонн в год. Строительство будет осуществляться поэтапно, и уже в 2007 году компания сможет транспортировать за рубеж 8,4 миллиона тонн нефтепродуктов.
- Насколько мне известно, освоение северного маршрута - не единственный проект, который в настоящее время прорабатывается в ТНП?
- Действительно, перспектива развития рынков Европы обуславливает возможность серьезного наращивания экспорта нефтепродуктов и в южном направлении. Поэтому вторым крупным проектом, который мы планируем реализовать после начала эксплуатации северного маршрута, является строительство нефтепродуктопровода к побережью Черного моря. Воплотив эти планы в жизнь, компания увеличит протяженность сети своих продуктопроводов на четыре тысячи километров, доведя общий экспортный потенциал до 30-40 миллионов тонн в год.
В ближайшей перспективе планируется и значительное увеличение экспорта нефтепродуктов по существующему трубопроводу на Венгрию. Это направление станет одним из главных в интеграции нефтепродуктопроводной системы России в единую систему Европы.
- Ни для кого не секрет: все, что касается добычи нефти, ее переработки и транспортировки нефтепродуктов, связано с высокой нагрузкой на окружающую среду. Каково отношение руководства "Транснефтепродукта" к этой проблеме?
- В августе 2003 года правительство утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 года, которая предполагает развитие топливно-энергетического комплекса страны в полном соответствии с европейскими экологическими нормами. Согласно положениям документа в основу уменьшения техногенного воздействия энергетики на окружающую среду будет положено применение экономических стимулов, совершенствование структуры производства, внедрение новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Одной из важнейших задач "Транснефтепродукта" всегда было и остается обеспечение экологической безопасности при эксплуатации действующих и строительстве новых магистральных трубопроводов. Наравне со всеми организациями, входящими в систему топливно-энергетического комплекса, "Транснефтепродукт" делает все возможное для повышения надежности, экологической безопасности, сокращения аварийности своих продуктопроводов. Трубопроводный транспорт в отличие от других видов транспорта более надежен и безопасен. Он не зависит от сезонно-климатических условий, обеспечивает бесперебойную поставку нефтепродуктов при меньшей себестоимости и меньшей экологической нагрузке на окружающую среду. Нефтепродуктопроводы прокладываются на значительном расстоянии от населенных пунктов, не производят повышенного шума или вибрации. Хотя утверждать, что они, как любые техногенные объекты, абсолютно не влияют на отдельные компоненты окружающей среды, нельзя. Именно поэтому экологическая политика нашей компании направлена прежде всего на сохранение и восстановление природных систем, поддержание их целостности, а значит - повышение качества жизни и улучшение здоровья людей.
- Ваша компания не первый год успешно реализует "Программу повышения надежности, экологической безопасности, сокращения аварийности на базе инвестиционной активности". Расскажите об этом подробнее.
- Имеются в виду своевременная комплексная диагностика, капитальный ремонт, техническое перевооружение и реконструкция трубопроводов компании, совершенствование систем автоматизации производственных процессов и технологической связи. Как результат - за последние три года на объектах ТНП не было ни одной аварийной ситуации. При этом особое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, позволяющим привести деятельность компании в области охраны окружающей среды в соответствие с принципами Европейского союза. Надо признать, что наши усилия не остались незамеченными: высоко оценив природоохранную деятельность "Транснефтепродукта", Европейский банк реконструкции и развития выделил нашему холдингу экологический грант. По условиям тендера экологическим консультантом ТНП стала канадская компания Jacques Witford Environment Limited.
- Будут ли использованы последние достижения в области защиты окружающей среды при строительстве ТНП новых продуктопроводов?
- Вне всякого сомнения. Например, для снижения выбросов паров нефтепродуктов резервуары насосных станций и наливного терминала оборудуются понтонами последнего поколения. Чтобы исключить попадание нефтепродуктов в грунт, каре резервуаров будет защищено сплошным противофильтрационным экраном. На переходах через искусственные и естественные препятствия планируется широко использовать методы микротоннелирования и наклонно-направленного бурения.
Предпосылки для бережного отношения к природе создает и государственная политика последних лет: совершенствуется природоохранное законодательство, усиливается контроль над его соблюдением. Существенно выросли штрафные санкции за допущенные нарушения. В этих условиях соблюдать природоохранную дисциплину становится просто экономически выгодно.
Представляем собеседника
Сергей Владимирович Маслов. Выпускник Азербайджанского института нефти и химии имени М. Азизбекова и Московской государственной юридической академии. С 1975 года его трудовая деятельность связана с топливно-энергетическим комплексом. Прошел все ступени от мастера на буровой до президента одной из крупнейших в мире трубопроводных компаний. С февраля 2001 года - президент ОАО "АК "Транснефтепродукт".