СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЮНОСТЬ

Фильм "Влюбленные", снятый на "Узбекфильме" в далеком 1969 году, стал одним из хитов советского проката - он собрал на просторах СССР более 20 миллионов зрителей. Исполнители главных ролей - Родион Нахапетов и Анастасия Вертинская - упрочили свою популярность, а для режиссера Эльера Ишмухамедова, снявшего до этого только фильм "Нежность", "Влюбленные" надолго стали своеобразной "визитной карточкой".

Шли годы, режиссер снимал много и успешно ("Какие наши годы", "Встречи и расставания", "Прощай, зелень лета", "Птицы наших надежд"), получил звание лауреата Государственной премии СССР за фильм "Юность гения", в перестройку стал одним из советников Михаила Горбачева по культуре. А потом - тишина. Российское кино после короткого перестроечного бума вступило в полосу затяжного кризиса. Вместе с ним свой внутренний кризис переживал и Эльер Ишмухамедов - узбекский режиссер, переехавший жить в Москву. Тут и своим не находилось работы, а уж заезжему "чужаку"...
Десять лет вынужденно молчал режиссер. Что-то делал для телевидения и все эти годы с редкостным упорством пробивал идею постановки фильма "Влюбленные-2", в котором хотел поведать о судьбах своих героев через четверть века. Мотивировал это тем, что актеры Родион Нахапетов, Анастасия Вертинская, Рустам Сагдуллаев находятся в прекрасной творческой форме, что тема любви, товарищества, идеалов юности не подлежит девальвации временем...
В итоге убедил и чиновников Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, и узбекских предпринимателей, частично вложившихся в проект. Так появился на свет первый за многие последние годы российско-узбекский фильм "Влюбленные-2", презентация которого прошла на днях в кинотеатре "Иллюзион".
Зал, как и ожидалось, был полон. Пришли те, для кого картина "Влюбленные" была этапной лентой 60 - 70-х годов, а сегодня стала символом их юности.
- Продолжение снимать всегда труднее, чем первый фильм, - сказал, обращаясь к публике, режиссер Эльер Ишмухамедов. - Но я пошел на это, поскольку все эти годы получал множество писем от зрителей с просьбой проследить судьбы героев на фоне нашего непростого времени. Десять лет мы шли к этому фильму, год жизни отдали непосредственно съемкам. Это был сложный и счастливый год. Сложный - потому что, как водится, денег не хватало. Счастливый - потому что я вновь побывал в тех местах - Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где снимал на заре свой творческой юности, встретился с людьми, которых преданно люблю. Это драматург Одельша Агишев, с которым мы дружны уже 40 лет, это композитор Богдан Троцюк, написавший музыку к обоим фильмам, это актеры - и старые, и новые, которые работали на картине с редкостной самоотдачей.
Из "старых" актеров в фильме оказались Родион Нахапетов, Рустам Сагдуллаев, Шухрат Иргашев, из новых - жена и муза режиссера Тамара Акулова и Марианна Вертинская. Последняя заменила свою сестру Анастасию Вертинскую, которая не смогла (или не захотела) сняться в продолжении "Влюбленных".
- Этот фильм стал для меня подарком судьбы, - говорит Марианна Вертинская. - В моем возрасте изображают обычно уже старушек в передничках, которые проверяют домашнее задание у внуков. А я здесь сыграла вполне романтическую историю, красивую и нежную.
Пересказывать сюжетные перипетии "Влюбленных-2", равно как и сравнивать первый и второй фильмы, - занятие неблагодарное. Если первая лента основана на вещах трудноуловимых, "настроенческих", то во второй картине стало больше действия, злободневных реалий постперестроечной поры, детективной интриги, мелодраматических акцентов. Да и адресат этих фильмов во многом разный. Черно-белый фильм "Влюбленные" своими тонкими поэтическими вибрациями был обращен по большей части к студенческой молодежи, к интеллигенции. Лента "Влюбленные-2", снятая, разумеется, в цвете, апеллирует к более демократичной, даже "простонародной" публике, которая может не столько восхититься красотой кадра, сколько простодушно всплакнуть над судьбой главного героя фильма Родина (его играет Родион Нахапетов), который потерял в Афганистане ноги, удалился в русскую провинцию, где его, беспросветно пьющего горькую, и отыщут друзья юности...
"Возвращение в юность" - это и сюжет фильма, и его внутренний посыл, и пароль, и сверхзадача. Когда в финале погрузневшие и поседевшие герои плывут, как и в первом фильме, на автомобильных камерах по реке своей юности, мне, тертому кинозрителю, трудно было сдержать слезу ностальгического умиления. При этом я хорошо понимаю, что вряд ли "Влюбленных-2" будет запоем смотреть нынешняя молодежь, выросшая на куда более жестком, энергичном кино. Но для людей поживших, познавших горечь первых разочарований и утрат, уставших от агрессивности нынешнего времени, фильм ляжет на усталое сердце целительным бальзамом. Еще одно напоминание (пусть порой и чрезмерно нравоучительное) о том, что друзей предавать нельзя, что любовь менять на медяки негоже, что добро обязательно возьмет верх над злом, будет с энтузиазмом востребовано именно средним и старшим поколениями. Не зря на премьере в "Иллюзионе", где собралась в основном публика с благородной проседью, прозвучал просто шквал аплодисментов. Такая же реакция, по свидетельству очевидцев, была и во время показа фильма в Киноцентре на Красной Пресне, где зал не смог вместить всех желающих.
По свидетельству режиссера, после нескольких московских показов фильм "Влюбленные-2" вместе с творческой группой вывезут в ряд городов русской глубинки, потом состоится гала-премьера ленты в Ташкенте, а в новом году и старых, и новых "Влюбленных" покажут на Первом канале, аудитория которого сегодня значительно превосходит киноаудиторию всего бывшего СССР.