ТРИ КИТА ДЛЯ БЕДНОГО СТУДЕНТА

Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, принято называть третьим. Как доказал профессор Брехман, придумавший науку валеологию (буквально - наука о здоровье), больше половины людей годами, иногда десятилетиями так и дрейфуют между двумя берегами.

Особенно опасно это состояние у детей, так как может вызвать задержку их развития. По крайней мере у 85 процентов неуспевающих детей имеются скрытые дефекты в здоровье. Это касается и тех, кто перешагнул детский возраст - студентов. Например, в 1-м Московском медицинском институте обнаружили, что у неуспевающих студентов гораздо чаще наблюдаются гипертоническая болезнь и нервные расстройства. В Хабаровском мединституте около 60 процентов первокурсников имеют отклонения, а количество здоровых с 1-го по 6-й курс уменьшается в 2 раза. Как тут не вспомнить про гранит науки: за "погрыз" неподатливого материала студент расплачивается здоровьем.
Показательно, что такие точные проценты вычисляются именно в медицинских вузах. Там сплошные доктора, им виднее. На протяжении нескольких лет "третьим состоянием" студентов занимался профессор Линденбратен, преподающий в Хабаровском мединституте. Полученные наблюдения, разумеется, вполне можно перенести и на любой другой вуз.
Для начала стали регулярно измерять температуру, давление, частоту дыхания. В повседневной жизни, на практических занятиях температура выше 37 градусов и частота пульса больше 90 ударов в минуту наблюдалась у 7-9 процентов студентов. Частота дыхания более 20 в минуту у 18 процентов, а артериальное давление выше 120/80 мм рт. ст. - всего у 6-8 процентов обследованных. Как поется в песне, от сессии до сессии живут студенты весело.
А вот в день экзамена пульс больше 90 был у 61 процента студентов, частота дыхания более 20 в минуту - у 51 процента, повышенная температура - у 41 процента. Артериальное давление выше нормы скакнуло у 18 - 31 процента. И это еще не все. За месяц до экзамена студенты дули в шланг для определения жизненной емкости легких. В день же экзамена эта емкость таинственным образом уменьшилась в среднем на 600 мл, а мышечная сила правой руки упала на 6 кг. Вывод: слабая сопротивляемость организма. Слаб ныне студент, не то что во времена Михайла Васильевича Ломоносова.
Бич школяров - гиподинамия. Студенту для тренированности надо делать хотя бы 10-12 тысяч шагов в день, а он одолевает разве что половину положенного пути. Нужно отказываться не только от личного авто, но и от метро и трамвая. Или всерьез заняться спортом.
Было проведено исследование, в котором участвовали 542 студента, из них 92 спортсмена-разрядника. Понятно, что у них показатели температуры, давления, частоты пульса, дыхания после физической нагрузки были заметно лучше, чем у сокурсников, а оценки выше. Придется согласиться с истиной: систематические тренировки делают людей более организованными, приучают ценить время, лучше его планировать.
В целях закаливания вообще-то рекомендуется 5 - 10 минут ходить босиком по снегу. Поскольку городской снег теперь больше похож на сажу, то эта рекомендация была принципиально отвергнута. Осенью, зимой и весной для тренировки 63 студента шлепали босиком по холодному полу. В результате "босоногих" опытов сопротивляемость организма увеличилась значительно, а простуды отступили.
Кроме прочего, студентов еще морили голодом. Нечасто, раз в неделю, но продолжительно - 3 месяца. 275 учащихся вузов принимали участие в этом опыте, из них 46 в сутки не брали в рот и маковой росинки. И все это лишь для того, чтобы удостовериться: такое голодание здоровье не укрепило. Тут все серьезнее, чем просто время от времени впадать в голодовку. Наконец, еще одна беда: дефицит витамина С был выявлен у 80 - 95 процентов студентов. Это, кстати, объясняет и не очень хорошую успеваемость, и быструю утомляемость. Дело не поправить одними драже и таблетками - нужно обеспечить студента природным витамином С.
Хороша обычная белокочанная капуста - и свежая, и квашенная. А какой-нибудь килограмм студенческого винегрета куда сытнее и полезнее пригоршни витаминных драже.
У кого есть возможность покупать мороженную черную смородину, пусть включает кулинарную фантазию - как приготовить компот, кисель или желе. Еще лучше заморозить несколько килограммов облепихи, чтобы хватило от сессии до сессии. Мать-природа упаковала в эту ягоду и аскорбинку, и каротин, и витамин Е. А киви, китайские яблоки, соки - это больше видимость, чем реальная витаминизация.
Итак, три кита, на которых нужно стоять студенту, - природные витамины, движение, закалка. И успехов на сессии!