Трудности перехода-2

В период кризиса первыми под удар попали крупные компании - там прошли масштабные сокращения. Многие уволенные нашли новую работу в малом и среднем бизнесе, но испытали при этом серьезные проблемы. Эксперты "Труда" дают семь советов, как безболезненно стать частью небольшого коллектива.

1. Привыкайте к стилю начальника

В большой компании характер и корпоративная культура - это аккумулированный опыт нескольких поколений владельцев. Он почти не меняется и не зависит от того, кто именно является руководителем. Кто бы ни стоял во главе организации, ее культура неизменна. Это дань традиции, негласный кодекс поведения и стратегии.

В маленькой фирме глава чаще всего является собственником, что, в свою очередь, накладывает очень сильный отпечаток на характер работы, который складывается не из опыта, а из характера владельца и его взглядов на мир. Какой руководитель, такая и компания. Нужно быть готовым к тому, что новый шеф окажется слишком экстравагантным. Изменить это вы не сможете, поэтому придется приноравливаться.

2. Станьте универсалом

Если раньше вы были специалистом в одной области и этого вполне хватало для карьерного роста, то теперь вам придется освоить и смежные. Вы будете не только выполнять свои обязанности, но и часто решать вопросы, напрямую вас не касающиеся. Кроме того, вам придется принимать самостоятельные решения, часто рискованные. Но не пугайтесь: у вас есть шанс привнести что-то новое в компанию, основываясь на своем прошлом опыте. Просто регламентированных процедур, как поступать в сложной ситуации, у вас не будет. Правильное решение может принести вам продвижение по карьерной лестнице. Ошибочное, правда, аукнется тяжелыми последствиями.

Запомните: в небольшой компании ценятся не узкие специалисты, а универсалы. Только став им, вы сможете добиться ощутимых успехов.

3. Войдите в семью

Если раньше вы плотно общались только со своим отделом, то теперь вся фирма – ваши
коллеги и товарищи. Праздники и корпоративные мероприятия тоже отмечаются все
вместе, причем tгенеральный директор будет сидеть с вами за одним и единственным столом. В маленькой фирме у вас будет больше личного и эмоционального общения.

И от вас будут ждать постоянного проявления инициативы. В маленьких компаниях она приветствуется, а не карается. Поэтому отсидеться в стороне не удастся. Вы должны вести себя так, как на лодке в штормовом море. Не паниковать и суетиться, а вкалывать на максимуме возможностей, не стесняясь предлагать что-то новое.

4. Записывайте за шефом

Если офис организации состоит всего из трех кабинетов, то личное общение и устные просьбы работают быстрее и надежнее электронных средств общения. Поэтому отвыкайте пользоваться почтой. Раньше, чтобы получить какую-то информацию от сотрудников другого департамента, вы тратили кучу времени на деловую переписку. А теперь достаточно просто зайти в соседний кабинет, а то и просто повернуть голову в сторону нужного сотрудника. Сказать: "Василий, а скинь мне, пожалуйста, ту информацию, которую ты собрал тогда-то". В этом случае отпадает необходимость вставлять в копию адреса начальников обоих отделов.

Руководитель также устно будет давать задание. Если у вас возникнут какие-то вопросы, сразу обращайтесь к нему.

Лучший способ подстраховаться от конфликтов с шефом в маленькой фирме - записывать все его указания и рекомендации по работе. Так вы обезопасите себя. В отсутствие внутренней переписки ничто, кроме ваших записей, не сможет подтвердить вашу позицию или опровергнуть слова начальника. А он ведь может и забыть, что говорил именно так, как вы записали, а не наоборот.

5. Поймите, что у вас и босса общие цели

Вы должны смириться с тем, что уходить раньше начальника вам теперь не с руки. Но и топать на перекур строго на пять минут в конце каждого часа вас никто принуждать не будет. Более того, частые разговоры на отвлеченные темы создают ощущение сплоченного коллектива, семьи.

Работать придется под пристальным присмотром начальника, особенно первое время. Если в большой компании у генерального директора не хватало времени следить за работой каждого отдельного менеджера, то теперь вполне обычным будет приход руководства к вам в кабинет с расспросами о работе.

Кроме того, в маленьких компаниях в большинстве случаев генеральный директор показывает при принятии решений свой прямой интерес. Ему важно, чтобы его люди работали хорошо, потому что все упущенные прибыли он считает потерей из своего кармана. Поэтому работодатель будет сильно заинтересован в ваших успехах.

6. Готовьтесь сплетничать

Ваша личная жизнь также может стать объектом обсуждения. Примите как данность, что здесь все обо всех все знают. Тайные воздыхатели секретарши и дети главного бухгалтера будут предметом всеобщего разговора в курилке.

Теперь для вас в порядке вещей зайти к начальнику и сказать: «Петр, прошу прощения, но завтра я не смогу прийти на работу». А раньше вам нужно было оповестить письменно не только непосредственного руководителя, но и отдел кадров и всех коллег в придачу.

Времени на сплетни будет уходить гораздо больше. Маленькая компания сильно смахивает на семью, где владелец и генеральный директор еще и отец в одном лице, а вы все – его родственники и дети.

Работая в небольшом коллективе, легко быть самим собой, в отличие от крупной корпорации, где вас превращают в безликий винтик.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА "ТРУД" КОНСУЛЬТИРОВАЛИ:

МАРИНА МИРОНОВА, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ КОМПАНИИ "ИК ВЕЛЕС КАПИТАЛ", АЛЕКСАНДР КАРПОВ, ДИРЕКТОР ПО ПЕРСОНАЛУ И ОБЩИМ ВОПРОСАМ КОМПАНИИ LG ELECTRONICS RUS