С миру по вееру - выставка для музея

Музей Пушкина представляет две изысканные выставки

Государственный музей А.С. Пушкина представил публике сразу две изысканные выставки — собрание акварелей Эдуарда Гау с видами интерьеров Гатчинского дворца из собрания музея-заповедника и собственную коллекцию вееров под манящим названием «Искусство навевать прохладу».

Безжалостное время, превращая в прах грандиозные монументы, иногда милостиво к предметам вроде бы недолговечным. Нежные акварели боятся солнечного света, пыли, влажности... Обычный срок их жизни у не слишком рачительного владельца — от силы лет тридцать. Век веера, вещицы столь же милой, сколь и эфемерной, совсем короткий — новый бальный сезон приносил новую моду, и «устаревшая» безделушка превращалась в ненужный хлам. А то, что вся эта тленная красота уцелела до наших дней — настоящее чудо.

Долгожданная выставка из Гатчины завершает собой большой проект ГМП, представляющий москвичам сокровища музеев-заповедников Петербурга: «Петергоф» (2002), «Сокровища Павловска» (2003), «Царское Село. Любимец двух столетий» (2005). Уникальность ее в том, что великолепные интерьеры с бесценных акварелей Гау в реальности давно погибли.

В войну пострадали все загородные императорские резиденции, но если в Петергофе и Павловске реставрационные работы начались уже в 1946 году, в Царском Селе — в начале 50-х, то Гатчинский дворец дождался очереди только в 1976-м. Восстановили в основном лишь фасады и парк. А внутри дворца — отремонтированная пустота: для посещения открыты только три исторических зала и выставочное пространство на третьем этаже Центрального корпуса. При нынешнем финансировании дворец отреставрируют разве что к 500-летию дома Романовых...

Эдуард Гау (не путать с младшим братом, портретистом Вольдемаром) для отечественных историков и реставраторов — фигура знаковая. Всю жизнь этот художник рисовал интерьеры царских дворцов: его виртуозные работы были бесценным руководством при восстановлении Петергофа, Царского Села, помещений Зимнего дворца, Николаевского и Михайловского замков и даже московского Большого Кремлевского дворца. 59 гатчинских акварелей, над которыми мастер работал по заказу императора Александра II в течение долгих 12 лет, еще ждут своего звездного часа.

Выставка вееров для музея Пушкина — тоже событие не рядовое. Собирать специальную коллекцию никто не думал. Приобретались отдельные экземпляры, чтобы оттенить основную экспозицию или выставку. Большая часть вееров — подарки музею, и вдруг оказалось, что их уже больше сотни...

Самые старинные относятся к началу XVIII столетия. А вот иллюстрированное приложение к прославленной «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» Дидро и Д’Аламбера, раскрытое на главе про изготовление вееров. Самый необычный экспонат — веер-зонт французского изобретателя Эжена Перену, запатентованный в 1857 году, хотя немало дам полагали, что сия диковинка неудобна в обоих своих качествах. Любуясь лукаво улыбающейся из-за витринных стекол красоте, начинаешь верить мадам де Сталь, утверждавшей, что по искусству обращаться с веером можно отличить графиню от княгини и маркизу от мещанки.