«Раньше я был молодой и красивый, а теперь просто красивый...»

Молодой фотограф Игорь Гавар нашел в России новый тип пенсионера: красивого, стильного, любящего жизнь и себя в старости

Изначально поиск шел прямо на улицах Омска, родном городе Гавара. Никаких объявлений, постов в соцсетях. Идея состояла именно в том, чтобы снимать красивых «людей высокого возраста», как их называет автор, когда они идут за покупками, гуляют. Что называется «стрит-стайл», уличный стиль...

Гавар стал выкладывать фото пожилых прохожих в своем блоге, потом создал сайт под названием «Олдушка» (от английского old — старый и русского «бабушка»). «У женщин неприлично спрашивать про возраст, но я пренебрегаю этим правилом, — делится Игорь. — И практически никто из дам, с которыми я общаюсь, не стесняется называть цифры. Люди осозна-ют, что меняются с годами, и в этом нет ничего страшного. Как-то один из моих героев выразился: «Раньше я был молодой и красивый, а теперь просто красивый».

«Поначалу я опасался, — продолжает Гавар, — что людей старшего поколения насторожит предложение незнакомца сфотографировать их, взять интервью и разместить это где-то в сети. Но они охотно идут на контакт: из 100 человек отказываются 5-7, не больше». Героями проекта стали уже больше тысячи человек из восьми городов России. Самому старшему 97 лет.

В 2016-м Гавар перебрался в Москву и решил основать модельное агентство пожилых людей. На Западе такие агентства давно существуют. На людей преклонного возраста работает целая индустрия, включая модные бренды, медицину, клубы и прочее. Взять хотя бы журнал AARP The Magazine для пожилых, число читателей которого приближается к 50 млн.

Для России же это новость, поскольку социальный стереотип российского пенсионера — бабушки, лузгающие семечки на скамейке у подъезда. Какой там запрос на стильную одежду... Но оказалось, что и в нашей стране есть пожилые люди, у которых с годами желание красиво одеваться и стильно выглядеть никуда не уходит, наоборот — появляется возможность следить за собой, больше денег тратить на себя, на наряды.

Нынешнее лицо модельного агентства «Олдушка» — 71-летняя Ольга Кондрашова — снялась в рекламе бренда Cyrille Gassiline, клипе певицы Елки и фильме режиссера Ренаты Литвиновой. Лишь она и 69-летняя Ирина Белышева, выпускница модельной школы Славы Зайцева, имели опыт работы перед камерой — остальные дилетанты. Но буквально все, как говорит Гавар, с большим интересом и желанием пробовали себя в новом качестве. «Многих будущих моделей встречаю на улице, — рассказывает Гавар. — Например, 63-летнюю Людмилу, которая впоследствии снялась для «Афиши» и других изданий, я встретил в супермаркете в Марьино...»

Сейчас в модельном агентстве 13 персон, из которых двое мужчин. Они снимаются для журналов, участвуют в телепрограмме «Модный приговор» и рекламных кампаниях Raiffeisenbank и Sony. И все же проект «Олдушка» — это намного шире. «Я исследую образ современного пенсионера в контексте уличной моды, рассказываю о вкусах и стилистических предпочтениях, особенностях национального колорита людей старшего поколения, — объясняет Гавар. — «Олдушка» помогает переосмыслить тему старения, расширить устоявшиеся представления о почтенном возрасте...»

Фото моделей обязательно снабжены интервью, их рассказом о жизни и увлечениях. Читаешь и видишь, что за импозантной внешностью стоит личность с огромным жизненным опытом, не растраченным впустую. Речь не идет о вышедших «в тираж» звездах шоу-бизнеса или стареющих женах олигархов, тратящих целые состояния на пластические операции. Нет, это действительно люди с улицы, формирующие новый социальный пласт и новое отношение к старости в обществе. Это уже не просто бабушки, прабабушки и прадедушки, а стильные, современные люди «высокого возраста».