Главная Культура Афиша 22:49 24 Декабря 2016 8416
Путешествие в синем троллейбусе против часовой стрелки

«Московская оттепель» посреди зимы…

Елена Губайдуллина

В Музее Москвы открылась выставка «Московская оттепель: 1953-1968». Экспозиция о феноменальном 15-летии заняла 1,5 тысячи кв. м. Но и этой площади кажется маловато, чтобы рассказать о времени, когда страна расправила крылья, задышала полной грудью, открыла границы, семимильными шагами продвинулась практически во всех областях жизни.

«Переворот в сознании, случившийся в те годы, можно сравнить с коперниковским поворотом от геоцентрического к гелиоцентрическому пониманию мира», — уверяют кураторы выставки не без космического преувеличения. Ну так ведь и в космос мы рванули именно тогда... Тщась представить все сразу — достижения в космонавтике, науке, архитектуре, литературе, изобразительном искусстве, кинематографе, — устроители вовремя спохватились и сосредоточились на главном: на внутреннем мире людей, участников и свидетелей оттепели.

Первым ключевым словом, как ни парадоксально, стала «решетка». Оказалось, что к свободе этот термин имеет гораздо больше отношения, чем к неволе. В равномерном распределении прямоугольников нет ни властной вертикали, ни доминирующего центра. Как на картинах Рогинского или Мастерковой, где чередование простых элементов равно бесконечности. Как на планах новых городов и районов, где одинаково значимо каждое строение. По мнению кураторов, свободная структура — метафора нового типа сознания, освобожденного от страха.

Следующее понятие — «капсула». То есть замкнутое пространство: «Мой дом — моя крепость». Массовое строительство, расселение коммуналок, возможность огородить свое, личное. Картины, фотографии, монитор с фильмами Натансона и Хуциева (великое кино тех лет показывают почти в каждом разделе выставки). В центре — предметы быта. Столы, кресла, торшеры, секретеры воспроизводят жилую среду — удобную и простую. Быт — ненавязчивый и скромный фон в жизни энтузиаста науки, учительницы или инженера, завсегдатаев авангардных выставок и вечеров новой поэзии, зрителя премьер недавно открытых Таганки и «Современника».

Свободная решетка разделила выставку на девять отсеков-капсул. Разделы — обособленные пространства, огороженные белыми досками. Исследование недавнего прошлого с помощью артефактов и вещдоков похоже на занимательную игру. Верно найденные обобщающие понятия объединяют сферы высокие (от искусства до самого космоса) и обыденные, представляя жизнь 1950-1960-х во всем многообразии.

Многое тогда казалось новым, прорывным. Открывались все дороги, казалось, так будет всегда... Картины, фото, фильмы, новинки промышленности того времени — все это свидетельства поиска, обретения себя. Тему «Новое» логично продолжает «Ритм». Ритмы оттепели сравнимы с учащенным сердцебиением взволнованного человека. Они ощутимы в джазовых импровизациях, доносящихся из старых радиоприемников, в напряженных цветосочетаниях абстракций Льва Нусберга и Евгения Кропивницкого (авангард в искусстве, открытость мировым художественным течениям — неоспоримое достижение оттепели). Энергичные ритмы носились в воздухе, подчиняя себе и стихотворные строки, и линии архитектуры. Неслучайно на выставке соседствуют фотографии новых проспектов 60-х — и поэтические сборники Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Друниной.

Раздел «Мобильность» — о постоянном движении вперед и управлении скоростями. Соседство экспонатов остроумно: элегантные платья, не стесняющие движений, автомобиль «Москвич», модели космических кораблей рядом с вентиляторами, сифонами и пылесосами. Каждый физик был лириком, математик — поэтом.

Устаревает мода, техника, даже архитектура (давно пошли под снос те же московские хрущевки). Но по отношению к философии оттепели — ощущение, что мы не уходим от нее вперед, а с каждым годом отстаем все больше. Вот что такое, к примеру, «Прозрачность»? Только ли стекло, легкие ткани или оптическая техника? А может, открытость внутреннему содержанию? Понимаешь, почему в ту замечательную оттепель так хочется вернуться. Кажется, там до сих пор разъезжает «синий троллейбус, последний, случайный», вскочив в который, согласно Окуджаве, можно пересилить беду и одолеть отчаяние (песни Окуджавы здесь как позывные — слышны в разных уголках огромного зала).

P.S. В наступающем 2017-м тему оттепели подхватывают Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Парк культуры имени Горького. Что ж, отголосков того богатого открытиями времени — не на одно поколение.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 7166
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?