Евгений Цыганов: У нас есть рассветы, закаты, снегопады, сны, любимые дети и старики. Чего у нас только нет...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» — это своеобразное путешествие через столетие, куклы здесь создают образы Любови Орловой и Лидии Руслановой, Чарли Чаплина и Леонида Утесова, Соломона Михоэлса и Федора Шаляпина. Режиссером спектакля выступила внучка главного героя Екатерина Образцова, а его самого сыграл, впервые в жизни погружаясь в мир театральных кукол, Евгений Цыганов. Как выяснилось из беседы с актером, он Сергею Владимировичу тоже не чужой человек.

— Почему вы согласились на роль в постановке кукольного театра?

— Мне это показалось очень интересным, ведь кукольные и масочные представления — древнейшее актерское ремесло. Еще в XV веке в Германии сказание о докторе Фаусте часто разыгрывалось именно кукольными актерами — то есть задолго до того, как о нем написал Гете. У меня самого давно была затея поставить спектакль по пьесе «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» Тикамацу Мондзаэмона, а ведь он писал для кукольного театра дзёрури.

Я рад, что режиссер Екатерина Образцова предложила мне эту работу, и мы объединились, чтобы сделать вместе спектакль-полет через ХХ век, совершенный нашим героем. Вообще-то мы с Катей родственники, моя бабушка была двоюродной сестрой Сергея Владимировича. А вот поработать вместе нам довелось впервые.

— Если вы с Образцовым не чужие люди, то, наверное, вам тем более было интересно воплотить его образ?

— Сергей Владимирович, конечно, очень интересная личность. Он был ровесником века и прожил 90 лет. Видел и царя, и Ленина, и Сталина, учился у Немировича-Данченко, общался со Станиславским, Таировым, Мейерхольдом... А также, например, с Ивом Монтаном, который в первый раз посетил нашу страну именно по приглашению Образцова. Еще Сергей Владимирович первым привез в Москву сиамских кошек. Он вообще обожал животных, у него на даче была голубятня, а в аквариуме жили два крокодильчика, подаренных ему в Америке сыном Шаляпина Борисом. Когда хищники подросли, режиссер отдал их в зоопарк, но соседи долго еще пытались высмотреть крокодилов в образцовском пруду. В 90 лет Образцов говорил о том, что совершенно не устал, и продолжал ставить спектакли, писать книги и иллюстрировать их, поскольку изначально он — художник (окончил ВХУТЕМАС). А еще он коллекционировал шарманки, маски, куклы, привозя их со всего мира. Главное же — Образцов не терял любви к жизни и любопытства, а это — особый дар. Но наш спектакль — не перечисление фактов биографии, а скорее желание чувственно охватить движение жизни во времени средствами театра. Кукольного, и не только.

Каких только фортелей не приходится выделывать драматическому актеру на кукольной сцене.

— А вы сами что-нибудь коллекционируете?

— Нет, я не коллекционер... хотя накопилось некоторое количество музыкальных инструментов — перкуссия, барабаны, пианино и несколько гитар, каждая из которых предназначается для разных постановок и для моих выступлений в музыкальной группе «Пока Прёт». В спектакле «Легкая боль» в Театре «Около дома Станиславского», когда начинается разговор о детстве, я играю на электрогитаре, подаренной мне родителями на мое 15-летие.

— Недавно вы стали номинантом на «Золотую маску-2022» благодаря роли Режиссера в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Кстати, в нем вы играете в маске. Работать с Дмитрием Крымовым, режиссером постановки, было нелегко?

— Для меня нет понятия «трудно», а есть, скорее, «интересно» и «не интересно». Когда ты увлечен чем-то, сложностей не замечаешь. Зато, если тебе тоскливо, ты, может быть, еще и сделать ничего толком не успел, но уже чувствуешь себя измученным просто от убеждения, что время уходит как песок сквозь пальцы, а ты находишься не в том месте и не с теми людьми. В работе с Дмитрием Анатольевичем было много непонятного и загадочного, но меня такие вещи скорее интригуют и привлекают. Маска на лице артиста — это определенная театральная культура, носить ее — искусство, которому долгие годы учатся артисты японского театра кабуки или итальянской комедии дель арте, это умение там передается из поколения в поколение. А когда тебе, ученику русской драматической школы, говорят «надень маску и сыграй», ты чувствуешь растерянность, потому что как будто бы заходишь не на свою территорию. Это как если человеку, который 20 лет водит машину, предложили бы пересесть на гужевую повозку с лошадью — там совершенно иной способ движения.

Евгений Цыганов в спектакле «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция». Фото Globallookpress.com  © Ekaterina Tsvetkova

— Вы очень многогранны: играете в кино и театре, выступаете вместе со своей группой «Пока Прёт», создали театральную постановку, а еще недавно на Кинотавре представили снятый вами короткометражный фильм «Мятежный». Что заставляет вас, успешного актера, все время обращаться к чему-то новому?

— Мне просто все это очень интересно. Как раз сегодня, в день нашего с вами интервью, мы с ребятами играем концерт, и у нас презентация клипа на совместную песню с нашей подругой — музыкантом из Санкт-Петербурга Светланой Невестиной. Мне сказали, что пока продан 21 билет — даже в пандемический период это маловато. Понятно, что мы не особо занимаемся рекламой, да и на концерт вечером придет, скорее всего, больше народу, но все-таки...Однако, сколько бы зрителей у нас ни было, играть мы будем, и сделаем это, уверен, классно. Кстати, и Образцов, к которому я в последний месяц все время мысленно возвращаюсь, в 1920-е — 1930-е годы со своими перчаточными куклами играл всюду — в Домах печати, издательствах и даже во дворах с грузовика за небольшие гонорары, а иногда и бесплатно, потому что был очень этим увлечен. И вел дневник, в котором все время исследовал природу реакции зрителей.

Далеко не все персонажи Сергея Образцова симпатичны. Некоторых он ненавидел точно так же, как и его зрители.

Что касается моего 20-минутного фильма «Мятежный» — замысел его когда-то так крепко засел у меня в голове, что в определенный момент я понял: не смогу этот фильм не снять. Хотя и не очень понятно, для какой аудитории такие киноминиатюры делаются.

— Пандемия на вашу жизнь влияет?

— В общем-то сегодня уже не особо. Театры открыты, кино снимается, а к разным ограничениям мы как-то приспосабливаемся.

— Свои кукольные спектакли Образцов показывал не только детям. В наше время взрослым людям нужны сказки и истории с хорошим концом?

— Разумеется, как и вообще искусство, ассоциативное мышление, воображение. Ведь сказка — это сказание, разговор о чем-то. «Чайку» Антона Павловича Чехова тоже можно так назвать. Да, сказки не всегда бывают с хорошим концом, хотя мне больше нравятся те, которые дают надежду. Но ведь сам театр по своей природе сказочен, и не важно, Театр ли это Образцова, или Мастерская Петра Фоменко или Театр «Около...». В каждый из них люди приходят, чтобы вырваться из рутины, перенестись в созданный воображением авторов мир.

Куда бы судьба ни заносила Образцова, родная Москва и созданный им Театр кукол оставались главными на всю жизнь

— Скоро Новый год, где вы его отметите?

— Думаю, всей семьей соберемся у моей мамы, у которой 11 внуков, и будут всякие «языческие» развлечения: что-то загадаем, напишем пожелания на бумажках, потом сожжем их. Так мы отмечаем Новый год практически всегда, в дальние края не ездим, потому что семья большая, а праздник домашний. Иногда, правда, отправляемся, за город, но тем же составом.

— Коль скоро мы коснулись семейной темы — что для вас, папы восьмерых детей, означает быть хорошим отцом?

— Каждый ребенок знает, что его мама самая лучшая, правда ведь? Вот и я надеюсь, что для своих детей я лучший папа, вне зависимости от количества подаренных им игрушек. Всегда стараюсь каждому из них уделить столько времени, сколько имею в запасе. Но тут смысл не просто в том, чтобы все время сидеть рядом с ребенком нос к носу и контролировать каждый его вздох. Я бы сказал, что родительство — это своего рода импровизация: важно понимать, когда нужно поддержать ребенка, а когда оставить в покое. Быть хорошим отцом — это, наверное, почти то же самое, что быть хорошим сыном...

— Мне кажется, быть хорошим сыном проще.

— Родители в какой-то момент тоже как бы становятся детьми, которым нужны и внимание, и забота, и поддержка. Быть хорошим сыном и хорошим отцом я учусь все время — к сожалению, этой наукой нельзя овладеть раз и навсегда, а значит, приходится постоянно находиться в тонусе. Но — было бы желание, а возможности всегда можно найти.

— Что вы пожелаете себе на Новый год?

— О самом личном я вам, конечно, не расскажу. Но вообще без всякой иронии хочется пожелать мира во всем мире — насколько это вообще возможно. Хотя я, например, не понимаю и не принимаю стремления некоторых людей этот мир нарушить. Еще — как себе, так и другим желаю обойтись без паранойи относительно завтрашнего дня. Мы часто существуем на нерве, так как не сильно застрахованы и в плане внешней политики, и в плане экономики и многих других обстоятельств: допустим, сегодня у вас есть пенсия, завтра нет. Мне бы хотелось, чтобы наше общество было поспокойнее и подружелюбнее, как ни наивно это звучит. Например, чтобы со мной разговаривали вежливо не только тогда, когда меня узнают.

И еще — вот сейчас все говорят: хочется, чтобы поскорее наступил Новый год. Но ведь нужно, чтобы ощущение счастья не только в праздники возникало. Мы живем в потрясающем мире — у нас есть рассветы, закаты, снегопады, сны, любимые дети и старики. Чего у нас только нет! Важно все это свежим взглядом увидеть, полюбить и подольше не терять это ощущение радости момента.