КАКОЕ, МИЛЫЕ, У НАС ТЫСЯЧЕЛЕТЬЕ НА ДВОРЕ?

Наступивший 2000 год от Рождества Христова привлек внимание к вопросу, о котором спорят последнее десятилетие в научных кругах. А правильно ли мы ведем летосчисление, не принадлежит ли наша хронология к социальной мифологии, где общепринятость заслоняет научную несостоятельность? Доктор физико-математических наук Анатолий Тимофеевич Фоменко, кандидат тех же наук Глеб Владимирович Носовский и группа их коллег усомнились, казалось бы, в очевидном и пришли к выводу (разумеется, дискуcсионному), что традиционную хронологию необходимо пересмотреть.

В XV - XVI веках хронология рассматривалась как раздел математики. Потом она постепенно перешла исключительно в ведение историков. Современные специалисты по древней и средневековой истории приняли на веру существующую хронологию, которой они постоянно пользуются и считают безгрешной.
В основных чертах она была завершена позднесредневековыми хронологами Иосифом Скалигером (1540 - 1609) и Дионисием Петавиусом (1583 - 1652) и названа скалигеровской. Известная нам сегодня версия древней и средневековой истории - результат кропотливой работы тогдашних историков, пытавшихся восстановить подлинную картину прошлого. Однако нарисованная ими схема отнюдь не бесспорна.
Прежде всего подчеркнем, что древняя и средневековая история зиждется в основном на письменных документах. А они с течением времени многократно переписывались, искажались, компилировались. Конечно, кое-что высечено и на камнях, кое-что можно понять, изучая глиняные черепки или другие археологические находки. Но все эти крупицы приобретают завершенный смысл лишь после того, как здание истории в целом уже построено на основании письменных текстов, то есть летописей.
Когда нам говорят, например, что Чингисхан в таком-то году завоевал полмира, это означает только то, что так написано в дошедших до нас письменных источниках. Вопрос же о том, когда они написаны и насколько правильно отразили реальные события, нуждается в специальном исследовании. Обычно думают, будто сегодня мы имеем летопись, написанную современниками Чингисхана и очевидцами событий. Это не так. Чаще всего мы располагаем весьма поздней версией, созданной через несколько сотен лет после событий.
Безусловно, в основе письменных документов лежали реальные факты. Однако одно и то же событие, деятельность конкретного человека могли существенно отразиться в нескольких разных летописях. А иногда настолько по-разному, что на первый взгляд невозможно поверить, что перед нами - два разных описания одного и того же события.
Вот и получается, что в современном "учебнике по древней истории" один и тот же Чингисхан представлен (описан) несколько раз. Под разными именами и даже в различные эпохи! Но его реальная личность размножилась лишь на бумаге, а не в действительности. Вопрос же о том, когда и где он жил на самом деле, должен рассматриваться специально.
Не менее сложен другой вопрос - как героя звали "на самом деле". В древности у людей часто бывало много имен-прозвищ. Кроме того, попадая на страницы разных летописей, реальные люди иногда приобретали и новые "имена", под которыми их современники не знали. Это могло быть - и бывало неоднократно! - следствием ошибок, путаницы, неправильных переводов текстов. Изучая письменную историю, нужно постоянно помнить, что слова, имена могли со временем менять свой смысл. Кроме того, многие географические названия перемещались по карте с течением веков. Они более или менее "застыли" лишь с началом книгопечатания, когда появилась возможность распространять много одинаковых экземпляров одной и той же карты. А до этого момента каждая карта была уникальна, и в них царил пестрый разнобой.
Еще одна трудность. В древних текстах названия и имена сплошь и рядом употреблялись без гласных, лишь в виде "костяка" из согласных. С течением времени гласные путались, забывались, заменялись на другие. Возьмем, например, корень "смн". Его можно прочитать и как Семен, и как Осман. Наконец, в разных языках было принято разное направление прочтения слов - слева направо или справа налево (в арабском, еврейском).
А как обстоит дело с другими способами датирования источников и памятников? Археологический метод датировки покоится на субъективизме и опять-таки на принятой априори скалигеровской хронологии: вновь обнаруженные предметы сравниваются с "похожими" находками, датированными ранее на основе "традиции". Изменение хронологической шкалы автоматически меняет и время появления археологических находок. Другие методы датировки, например по толщине годовых колец на срезе дерева, весьма условны и неточны. Даже самый популярный радиоуглеродный метод дает погрешность в 1 - 2 тысячи лет, когда его применяют к предметам нашего времени или средних веков, датировка которых уже точно установлена.
Сомнения в правильности принятой сегодня версии хронологии далеко не новы. Ряд видных ученых на протяжении последних веков доказывали, что вся древняя история и античная литература сочинены в средние века. Например, читателю, безусловно, хорошо известны открытия Исаака Ньютона. Но оказывается, он активно занимался и хронологией, которая в его время еще относилась к математическим наукам. И, как показывают наши исследования, Ньютон был на верном пути.
Часть истории "Древней" Греции поднята им вверх (во времени) в среднем на 300 лет (ближе к нам). История Древнего Египта, охватывающая, согласно скалигеровской версии, несколько тысяч лет (примерно от 3000 года до н.э. и выше), спрессована им в отрезок времени длиной всего в 330 лет. Причем некоторые фундаментальные даты древней египетской истории подняты Ньютоном вверх примерно на 1800 лет. Наблюдения Ньютона носили разрозненный характер, и обнаружить какую-либо систему он не смог. Но его передатировки хорошо согласуются с дальнейшими исследованиями Николая Александровича Морозова (1854 - 1946) - выдающегося русского ученого-энциклопедиста.
В двадцать лет Н.А.Морозов стал народовольцем. В 1881 году был приговорен к бессрочному заключению в Шлиссельбурге. В тюрьме он самостоятельно изучал химию, физику, астрономию, математику, историю. В 1905 году был освобожден. После Октябрьской революции - директор естественно-научного института имени Лесгафта. С 1922 г. - почетный член АН СССР. В 1907 г. Морозов издал книгу "Откровение в грозе и буре", в которой проанализировал датировку знаменитой библейской книги "Апокалипсис" и пришел к выводам, противоречившим скалигеровской хронологии. Согласно Морозову, датировка Апокалипсиса сдвигается на сотни лет ближе к нашему времени. Эта датировка основана на анализе астрономического гороскопа, обнаруженного Морозовым в "Апокалипсисе".
В 1914 г. он издал книгу "Пророки", в которой на основе астрономической методики датирования была пересмотрена датировка библейских пророчеств. Согласно Морозову, эти даты сдвигаются вверх по крайней мере на несколько сотен лет.
Наконец, в 1924 - 1932 гг. Морозов издал фундаментальный семитомный труд "Христос". Основываясь на анализе огромного фактического материала, Морозов выдвинул и частично обосновал фундаментальную гипотезу о том, что скалигеровская хронология искусственно растянута, удлинена по сравнению с реальностью. Идея Морозова основана на обнаруженных им "повторах в истории". Он указал древние тексты, описывающие, вероятно, одни и те же события, но датированные затем разными эпохами и считающиеся сегодня существенно различными. В частности, Морозов предъявил несколько династий правителей, являющихся, по его мнению, "дубликатами" одной и той же реальной династии. Выход в свет этого труда вызвал оживленную полемику в печати, отголоски которой присутствуют и в современной литературе. В целом концепция Морозова оспорена не была.
Чтобы преодолеть трудности воссоздания правильной хронологии, необходимо взглянуть на предмет под новым углом зрения и создать некую новую, независимую, не базирующуюся на субъективных оценках методику датирования событий. И только после этого приступать к анализу всей хронологии в целом. Для этого можно использовать математико-статистический анализ различных числовых характеристик, содержащихся в многочисленных исторических текстах, и точную датировку документированных космических явлений на основе обширных компьютерных расчетов.
Общая схема этих методик такова. Первым делом формулируется статистическая гипотеза для моделирования какого-либо процесса - например, утери информации с течением времени. Затем вводятся числовые коэффициенты, позволяющие количественно измерять отклонения экспериментальных кривых от предсказанных теоретически. Далее математико-статистическая модель проверяется на заведомо достоверном историческом материале, и если она подтверждается, то методику можно использовать для датировки событий. В настоящее время таких методик - семь. И все они приводят к одному и тому же качественному результату, который мы назвали новой хронологией. Подробное описание наших методик и результатов их применения к историческому материалу читатель может найти в наших книгах по новой хронологии.
Вкратце полученные результаты можно сформулировать так. Всемирные летописные хроники, в которых обрывки достоверного материала были неправильно упорядочены и очень многие события были искусственно отодвинуты в далекое прошлое, были написаны в XV - XVII веках. Правильные история и хронология начинаются лишь с XIII века н.э. Мы обнаружили также слоистую структуру "современного учебника по древней истории" и три основных хронологических сдвига: на 330 лет, на 1053 года и на 1800 лет. Все известные нам сегодня античные и средневековые документы описывают, вероятно, события на интервале IX - XVII веков.
Новая хронология диктует совершенно другую психологическую картину масштабов восприятия древности. Теперь слово "древность" должно связываться с XV - XVII веками н.э., то есть с событиями, отстоящими от нас лет на 300 - 400. Выражение "глубокая древность" должно теперь относиться к XIII - XIV векам н.э. А слова "глубочайшая древность" - это уже XI - XII века н.э. Ранее X - XI веков н.э. наступает эпоха молчания письменных документов. По-видимому, от тех времен никаких письменных свидетельств (на бумаге, на пергаменте, на папирусе, на камнях) до нас не дошло. Таким образом, слова "древность", "глубокая древность" и "глубочайшая древность" остаются в нашем обиходе, но наполняются иным содержанием. Эти эпохи существенно приближаются к нам, что, конечно, может сильно изменить наши оценки некоторых событий прошлого. А иногда - неожиданно осознать их тесную связь с настоящим. Связь, которую раньше мы понять не могли. Для написания "нового учебника по древней истории", который начнется примерно лишь с IX века нашей эры, требуются усилия самых различных специалистов, и прежде всего историков. Математики должны заниматься своим делом - созданием новых методов датирования и костяка новой хронологии на базе объективных взаимопроверяемых результатов. В этом смысле математики и историки не конкуренты, мы должны дополнять друг друга.
Согласно "новой хронологии" рождение Иисуса Христа произошло приблизительно в 1053 году н.э. практически одновременно с известной вспышкой сверхновой звезды в 1054 году н.э. Это и было явление, знакомое нам по Евангелиям как Вифлеемская звезда. Путем нехитрого математического действия можно получить нынешний год - год 947 от реального Рождества Христова.
Список литературы: А. Т. Фоменко. "Критика традиционной хронологии античности и средневековья. (Какой сейчас век?)". Москва. МГУ. 1993. А. Т. Фоменко. "Методы математического анализа исторических текстов". Москва. "Наука". 1996. Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности". Москва. "Факториал". 1996.
если верить авторам
*** Москва была основана в 1368 году, а христианство Русь приняла, скорее всего, на рубеже XIV- XV веков *** Татаро-монгольская (Золотая) Орда - это европейское древнее название Великой Руси *** Отец Александра Невского - Ярослав, хан Батый и Иван Калита - одно и то же лицо *** Битва на Куликовом поле произошла между русскими князьями на территории современной Москвы ( в районе улицы Сретенки) *** Великий Новгород располагался на месте современного Ярославля *** Иван Грозный является обобщенным образом четырех царей.