11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕГУЩИЙ ПО ВОЛНАМ ВЗЛЕТЕТЬ НЕ МОЖЕТ

Долгодворов Владимир
Опубликовано 01:01 25 Января 2001г.
В семидесятые годы это был самый большой в мире летательный аппарат - его масса составляла 500 тонн. Подобные воздушные гиганты в то время и не снились ни "Боингу", ни "Локхиду". Когда секретные службы США засекли испытания первого летающего корабля "КМ", они нарекли его "Каспийским монстром". Наши конструкторы расшифровывали две загадочные для американцев буквы буднично и просто - в документации он значился как "корабль-макет" и являлся лишь одной моделью из десятков ему подобных.

Первый серийный летающий корабль был принят как боевая единица в состав Каспийской флотилии в 1979 году. Нарекли его "Орленком", и предназначался он для проведения десантных операций. А вскоре в Каспийск был доставлен его "родственник" - "Лунь", на борту которого размещалось шесть ракетных комплексов "Москит" среднего радиуса действия.
Чудо-корабли были спроектированы в Нижнем Новгороде, в Центральном конструкторском бюро судов на подводных крыльях под руководством знаменитого Ростислава Алексеева, который людям, далеким от армии, известен как создатель скоростных судов - "Ракета", "Метеор", "Комета"... Кстати, его портрет можно увидеть в американском конгрессе в галерее великих деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в XX веке.
Вскоре уже три "Орленка" рассекали воды Каспия и барражировали в воздухе. ЦРУ и военное ведомство США были озабочены не на шутку. За ним охотились спецслужбы многих стран.
В музее завода "Красное Сормово", где начиналось строительство экранопланов, имеется абсолютно точный макет нашего экраноплана, который подарила спустя годы делегация американских военных специалистов во главе с заместителем министра обороны адмиралом Микаэлем С. Фрэнсисом. Она побывала на испытательной базе в 1993 году. Времена были трудные, кризисные, и российское правительство без особых колебаний всего за двести тысяч долларов согласилось "покатать" американцев на "Орленке", естественно, понимая, что за полетами будут наблюдать и профессиональные разведчики. Суперсекретную до того технику фотографировали, снимали на кинопленку... Военспецы США, казалось, знали о экранопланах все - настолько профессиональными были вопросы, которыми гости засыпали конструкторов и испытателей. Но увиденное, и они не скрывали этого, поразило их воображение: корабль, мчавшийся над морем на высоте два-три метра и потому не засекаемый локаторами, обгонял обычные самолеты, которые следили за испытаниями.
А между тем началась утечка мозгов из России, в том числе из Нижнего. В Израиль и США стали уезжать те, кто владел более или менее солидной информацией о деятельности СКБ Алексеева. Они бежали от бедности и безденежья, от безработицы. И все же создать что-либо подобное нашим "орлятам" до сих пор никому не удалось.
Шло время. Ситуация в мире изменилась, мы посчитали, что необходимость в ракетных и десантных экранопланах у нашей страны отпала. Два из них, законсервированные, сохранились в неплохом состоянии, они все еще стоят в Каспийске. Их вполне можно переоборудовать под спасательные суда. Дело за немногим - найти средства.
Нижегородские ученые и кораблестроители еще несколько лет назад предлагали провести демонстрационный полет экраноплана "Лунь" вокруг земного шара, что, по их мнению, позволило бы привлечь инвестиции в возрождение принципиально нового для всей планеты вида транспорта. Европейские банки готовы были профинансировать необычный проект, но его по непонятным причинам отклонили. Не исключено, что из соображений секретности: ведь большинство научных, технических и конструкторских решений, хотя прошли уже десятилетия, остаются оригинальными, они по-прежнему дорого стоят.
Экранопланы не нашли применения у военных моряков, возможно, потому, что не совсем удачно было выбрано место базирования на Каспийском море. Дальнейшая их судьба, судя по всему, печальна. Согласно принятому осенью минувшего года постановлению правительства и "Лунь", и "Орленок" в числе прочего ненужного армии "хлама" превратят в металлолом, а вырученные скромные средства перечислят в федеральный бюджет. Логика чиновников проста. На расконсервирование и содержание экранопланов нет средств, не говоря уже о создании новых.
Чтобы увидеть экраноплан, мне не потребовалось ехать в Каспийск. Один "каспийский монстр", закованный в цепи корабельных стапелей, уже более десяти лет стоит на берегу Волги в эллинге завода. Строящиеся рядом довольно солидные быстроходные суда для пограничников и таможенной службы выглядят на его фоне игрушечными. И неудивительно: верхняя точка хвостовой части корабля, где расположена ходовая рубка, находится на высоте девятиэтажного дома.
Однажды я прочитал заметку, опубликованную в одной из местных газет. "На заводе "Волга" заканчивается сооружение экраноплана "Спасатель" - уникального летательного аппарата, предназначенного для оказания помощи людям, попавшим в море в экстремальную ситуацию... В следующем году он пройдет испытания и после этого заступит на вахту." Напечатано это сообщение 22 июля 1995 года. С той поры работы здесь не продвинулись ни на шаг, хотя корабль-самолет находится в 90-процентной готовности.
Для достройки "Спасателя" требуется двести миллионов рублей. На 2000 год было выделено три. Причем финансирует проект почему-то не МЧС России, а, как и прежде, ВМФ с его урезанным бюджетом. Но ведь не только и не столько именно военные корабли терпят бедствия на морях и океанах. Гражданских судов гибнет многократно больше.
Кстати, печальная судьба отечественных экранопланов во многом объясняется как раз нестыковкой ведомственных интересов. Экранопланы, с одной стороны, как бы корабли, но летающие. А значит - чужеродные дитяти для ВВС. А для ВМФ они остаются воздушными судами. Вот так чудо-корабли оказались вне сферы интересов и тех, и других.
При условии базирования в Мурманске экраноплан мог бы вовремя прийти на помощь, к примеру, морякам погибшей в Норвежском море атомной субмарины "Комсомолец". И пассажирам парома "Эстония", когда погибли более семисот человек, можно было помочь - к месту трагедии он долетел бы всего за тридцать минут.
Генеральный директор судостроительного завода "Волга" Виталий Алексеев - однофамилец генерального конструктора экранопланов - когда-то был ответственным сдатчиком чудо-кораблей и налетал на них немало часов. Случалось всякое. Однажды в ходе испытаний отвалилась кормовая часть экраноплана, но и тогда никто не пострадал. В другой раз во время полета отказала гидравлика. Корабль спокойно приводнился и, после того как устранили неисправность, продолжил рейс. Алексеев лично убедился, что экраноплан совершенно безопасен.
Виталий Алексеев мечтает о создании Всемирной службы спасения, основой которой стали бы именно экранопланы. Общеизвестно, что ежегодно в морях и океанах терпят бедствие несколько сотен только крупных судов, гибнут тысячи людей, чаще всего потому, что помощь приходит с большим опозданием. Самолеты, которые обычно используются для поиска потерпевших бедствие судов, выражаясь языком специалистов, далеко не самое активное спасательное средство. Они лишь могут сбросить на воду плоты. Вспомним трагедию "Комсомольца". Плоты упали в нескольких десятках метров от тех, кто держался на плаву. Но не все моряки из-за переохлаждения смогли до них добраться.
Что касается спасательных судов, они могут эффективно работать в радиусе около полусотни миль, да и то если шторм невелик. Вертолеты обладают малой вместимостью.
Экранопланы позволяют решить целый комплекс проблем, они оборудованы для этого всем необходимым. На них имеется сложнейшая аппаратура для поиска пострадавших, члены экипажа за пять минут могут развернуть мореходные надувные лодки с подвесными моторами, которых здесь до пятнадцати. А начать движение к цели летающий корабль может уже через четверть часа после получения приказа.
Экраноплану при дрейфе не страшен ураганный ветер силой до 40 метров в секунду, пятиметровой высоты волна: он ведет себя в таком случае как обычный поплавок. Притом не боится удара сильной волны в бок, переворачивающей обычные суда. Крылья его устроены так, что сглаживают волну, а сзади судна образуется тихая бухточка, где и принимают пострадавших. К слову, пятьсот человек - это количество людей, с которыми "Спасатель" может взлететь. Просто взять на борт он может и восемьсот человек, и более и находиться в штормующем море до прибытия помощи. На это рассчитана система жизнеобеспечения. Кстати, его можно использовать для координации работы других спасательных средств. Задуманный поначалу как машина уничтожения, теперь он с успехом может использоваться как техника для спасения людей. Немаловажно и то обстоятельство, что ему не нужны аэропорты с их дорогостоящим оборудованием - он может приводниться, где захочет экипаж.
Чтобы создать Всемирную службу спасения, достаточно, по мнению Алексеева, оборудовать десять - пятнадцать баз для содержания и обслуживания экранопланов - по два на каждой. Но для этого нужны совместные усилия заинтересованных в этом стран. Пока же действия их разрозненны. Серьезно отработкой технологии спасения на морях занимается Япония, но российских ученых к участию в проекте почему-то вообще не пригласили. Не исключено - причина этого в том, что иностранным фирмам невыгодно создавать новые рабочие места в других странах. И они пытаются найти альтернативные применению экранопланов решения.
Когда-то Ростислав Алексеев заявил: "Я твердо верю: недалек тот день, когда крылатые суда будут развивать поистине космические скорости." Он был оптимистом, а планов его хватило бы и на две жизни. Но судьба не дала их реализовать: Ростислав Евгеньевич ушел в расцвете творческих сил.
На базе экраноплана разработаны десятки летательных аппаратов: для перевозки людей и грузов, для поиска полезных ископаемых на шельфе и в тундре, для охраны водных границ, обслуживания находящихся вдали от родных берегов экипажей промысловых судов. Имеется и туристический вариант. Но ни один из них так и не востребован. Если не принять экстренных мер, Россия навсегда потеряет этот уникальнейший вид транспорта.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников