ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Аркадий Инин, кинодраматург:
- Все-таки когда есть личность, то уже неважно, какой у

Аркадий Инин, кинодраматург:
- Все-таки когда есть личность, то уже неважно, какой у программы сценарный ход, какой интерьер, какой дизайн... Вот стоит у подоконника великий мудрец Михаил Жванецкий и рассуждает, импровизирует, фантазирует про самые "простые вещи" в одноименной программе РТР. И больше ничего не надо, и оторваться невозможно, и хочется слушать, пока Жванецкий говорит... Но надо отдать должное и Вадиму Жуку - он не просто поддакивает собеседнику, а умно и тактично спорит, порой выдвигая встречные версии. Пока что они дошли до "вещей" на букву "Б", и очень радостно, что в алфавите еще так много букв.
После фильма Александра Хабарова на НТВ вряд ли пламенные либералы вновь станут призывать на наши головы "железную руку" спасителя Пиночета. Вот, например, как диктатор беседует с журналистами:
- Найдены еще два тела.
- Я рад за наших археологов.
- Но их нашли в одной могиле.
- Какая экономия земли!
Не скрою, что как-то по-новому, без привычного ерничанья, смотрелся даже Л. Брежнев, со слезами целующий освобожденного Л. Корвалана. А как грустна заключительная фраза фильма: "Ужасно, но, может быть, в этом и заключается универсальная формула народного счастья: благополучие большинства требует жертв..."
Впрочем, и наши генералы не лыком шиты. Когда в Чечне доблестный В. Казанцев выдавливал из себя в час по чайной ложке слова новогоднего пожелания лорду Джадду на чистом английском языке, то сердце обливалось кровью, а в душе пылала гордость за наш "великий могучий русский язык"!
Юрий Кублановский, поэт, публицист:
- Не в первый раз отмечаю глубокую аналитическую программу "Постскриптум" на ТВЦ. Как важно, когда у комментатора - в данном случае у Алексея Пушкова - есть здравый взгляд на реальность, когда он не "куплен", патриотичен без сервильности и просто умен. Другой же политический аналитик того же канала Леонид Млечин, к сожалению, и по сей день не излечился от мировоззренческих клише времен "раннего ельцинизма", когда средствами массовой информации тотально владела проамериканско-демократическая утопия козыревского розлива. Что, впрочем, не мешало тогда многим и многим "утопистам" ловко обделывать свои делишки.
Вообще ТВЦ - странный канал, пока не всегда, к сожалению, умеющий эффективно задействовать собственные ресурсы. Так, на нем работает, например, один из лучших современных телережиссеров Алексей Пищулин, известный своими сериалами о последнем императоре и о судьбе А.Солженицына (снятыми в пору работы режиссера на НТВ). Ничего лучшего, кстати, с тех пор на клонящемся к закату НТВ не было создано. Этим же режиссером два года назад на РТР был снят превосходный двухчастный фильм о гениальном шведском писателе Августе Стриндберге. Пищулин умеет совмещать серьезное с занимательным - редкий сплав, мало кому из телережиссеров сегодня доступный. Но творческая деятельность Пищулина на ТВЦ, увы, неразличима. А мы, телезрители, имеющие вкус к мастерству, с нетерпением ждем его новых работ.
Александр Брагинский, кинокритик:
- Хочется отметить хорошую практику канала "Культура" в показе экранизаций. Известно, что французское ТВ постоянно экранизирует лучшие произведения своей классики. Для этого привлекаются прекрасные актеры кино и театра. После того, как 13 января ОРТ показало двухсерийный банальный телефильм, дружно разруганный французской критикой, - "Бальзак. История страсти" с Жераром Депардье в одной из своих самых слабых ролей, небезынтересно было видеть экранизацию повести великого писателя "Дело об опеке". В ней Жан-Луи Трентиньян превосходно сыграл маркиза Д'Эспара, а Бернар Фрессон - честного следователя Попино. Размышления Бальзака о правде и справедливости, переведенные в зрительный ряд, немного утратили свою остроту, но не потеряли злободневности. Меняются одежда, средства передвижения, обстановка квартир, но не меняются человеческие страсти, корысть и подлость ради денег... Знакомство с творчеством Бальзака сегодня для нас весьма поучительно.
Надо отметить также показ трех телефильмов, снятых по Мопассану: "Монт-Ориоль", "Первый снег" и "Пьер и Жан", выдержанных в лучших традициях экранизации классики - то есть с величайшим уважением к первоисточнику.
Все это невольно подталкивает к вопросу: а почему бы каналу "Культура" не обратиться к систематическому показу позабытых картин, снятых по произведениям русских писателей ХIХ века? Нас ждало бы немало интересных открытий.
Лариса Васильева, писательница:
- У режиссера и у ведущего политической программы "Зеркало" явные нелады со вкусом.
В одной из недавних передач ни к селу ни к городу вдруг запели цыгане. А в последней участвовал экспонат молчащий: свирепого вида живая женщина в белой простыне, со стрельчатым ореолом и подобием факела в руках. Вроде бы американская статуя Свободы, но факел, скорее, напоминал дубину и вызывал в памяти недавние высокопоставленные высказывания в стиле "Эй, дубинушка, ухнем". Казалось, орудие это вот-вот обрушится на головы умных мужчин, беседовавших на безумные темы.
А может, странная особа была замаскированной посланницей всех страдающих женщин нашей страны и молча напоминала о том, что у слабого пола есть свои точки зрения и на экономику, и на политику, есть свои варианты выхода из кризисов и провалов? Есть, но сказать не дают.
Попробуйте, г-н Сванидзе, собрать за тем же столом восемь-десять не ангажированных политическими партиями женщин - солдатскую мать, экономиста, эколога, учительницу, врача, домохозяйку - и послушайте их предложения, не дожидаясь 8 Марта. Скажете, что по половому признаку не собираете собеседников? Так ведь только этот "признак" (одна-две партийные дамы не в счет) и присутствует в ваших передачах, точно отражая реальность - мужская власть давно в тупике. Оттого все политические передачи, включая поскучневшие, озабоченные своим будущим "Итоги", неординарные "Момент истины" и "Постскриптум", нарастая количественно, не создают качественных достижений.
Кто из вас осмелится преодолеть инерцию однополого политического мышления и начнет вводить в экранное пространство женское мировоззрение, миропонимание и мироощущение? Рискнув на такой совсем не рискованный шаг, вы, господа комментаторы, поможете и власти, и обществу найти национальную идею, которая лежит почти на поверхности.