НАДЕЖНЫЙ ДРУГ И ТОВАРИЩ МОТОР

Когда Иван Иванович Евдокимов ехал на своей машине по Омску, многие встречные и попутные автомобили приветственно ему сигналили, а на перекрестках уступали дорогу. И не потому, что Иван Иванович какой-то большой известный начальник. Просто очень уж необычно смотрелась в стандартном автомобильном потоке его машина образца 1932 года. А когда люди узнавали, что Евдокимов собственноручно собрал свой ГАЗ-1М, удивлению не было предела: такие газики сошли с производства почти полвека назад.

Только вот сейчас о тех годах Ивану Ивановичу осталось лишь печально вздыхать: верно отслужив хозяину 35 лет, последние три года полуторка, хоть и на ходу, но стояла в гараже. Старым стал ее хозяин - 81 год уже, больной - глаза не видят, слышит совсем плохо, потому и решил хоть недорого продать. А покупатель быстро нашелся - вроде музей редких машин создает один молодой человек.
Весь вечер Иван Иванович не находил себе места: утром надо было прощаться с дорогим сердцу "дитем". А когда "дите" выкатили из гаража и с помощью подъемного крана начали грузить в КамАЗ, тошно стало Иванычу: он словно прощался с лучшими годами своей жизни, когда был он на ногу легкий, умом острый. И хоть образование имел 5 классов всего, видать, природа заложила в нем особый талант к изобретательству.
Сначала Иван Иванович придумал и собрал мотоцикл. Из старья всякого, какое по окрестным деревням отыскал. Дело было после войны, жили тогда в Тюкалинском районе. Семья - 9 человек, попробуй прокорми. Вот и устроился Иван страховым агентом: на "моторе"-то быстрее получалось все районные колхозы объехать. Но тут зима настала, снегу намело, решил Евдокимов облегчить свое передвижение - аэросани задумал смастерить. И ведь добился своего! Мчались аэросани по любым сугробам со скоростью 70 км в час - специально просил знакомого шофера испытание устроить. Тот по большаку гнал, а Иван - параллельно - по снежной целине.
А в 50-м году задумал собрать машину.
В этот раз над новой задумкой своей - автомобилем - мастер трудился целых 12 лет! Она по всем его проектам должна быть марки "ГАЗ-1М". Именно на такой полуторке служил Ваня сначала в Монголии в 1939 году, когда Япония начала войну с дружественной нам республикой, а Красная Армия пришла ей на помощь. Позже солдат Евдокимов побывал и в Финляндии, и в Иране, а в Великую Отечественную перевозил на газике бойцов, доставлял на места боевых действий снаряды и продовольствие. Много разных воспоминаний о войне с "боевой подругой" связано. Частенько разговаривал с ней, как с живой.
На поиски запчастей для полуторки потратил много лет и сил: объехал всю Омскую область, мотался и в соседние города. Марья Денисовна, в молодости Маша, была своему Ване в мастерской первой помощницей: он, говорит, пилит, а я держу, он точит, а я опять нужна. Так вместе и "родили" свое новое "дите".
Газик, что и говорить, был помощником, кормильцем - и пахали, и боронили на нем: прицепят нужное приспособление - и в поле. Уголь, дрова к зиме опять же на машине возили. В лес по грибы-ягоды, в тайгу за орехами сами едут, да еще и соседей прихватят: в будку-то аж 12 человек помещалось. На любом топливе полуторка ходила, а в случае чего и керосин пополам с соляркой в бензобак заливали. А бак-то хитрый: установил его Иван Иванович спереди, вот горючее без всяких бензонасосов самотеком в двигатель и поступает! Вроде нарушения это все, однако диковинный автомобиль в ГАИ в 1962 году зарегистрировали, а потом ежегодно машина исправно проходила техосмотр.
С газиком Иваныча приглашали и на праздники разные в районы, а однажды даже попросили поучаствовать в городском параде. Не отказывал никому Евдокимов.
А напоследок Евдокимов взволнованно признался: "Вот отдал в чужие руки машину свою, день и ночь не сплю, все думаю: сломают, разобьют!"
О дедушкиных сомнениях я рассказала новому хозяину "газика". Андрей Гапуненко улыбнулся: "Мы отремонтируем "старушку". Люди будут к нам в музей приходить, смотреть. Хорошая память о человеке останется".