ЧЕРНЫЕ АГЕНТЫ

Это только непосвященным кажется, что футбол ограничивается беспорядочной беготней 22 мужиков за одним мячом в течение 90 минут на изумрудном прямоугольнике поля. Люди, чуть более искушенные, прекрасно понимают, что и сама игра в футбол - явление не простое, и за ней стоит многое: это лишь вершина айсберга.

Большой футбол в конце ХХ века немыслим без серьезной тренировочной работы, в которой зачастую используются последние достижения науки и технологии, без кропотливой селекции игроков, досконального сбора информации о сопернике, разведки и агентуры...
Не секрет и то, что интересы подавляющего большинства профессиональных футболистов - в том числе и многих из тех, кто играет в высшем российском дивизионе, - представляют их личные агенты. Они, как правило, ведут от имени своих подопечных переговоры с потенциальными работодателями. Главная задача агента, который работает за заранее оговоренную часть от контракта игрока (стандартный гонорар за посредничество составляет обычно от 5 до 10 процентов) - добиться для своего подопечного наиболее выгодных условий, согласовав при этом интересы трех сторон - самого футболиста, прежнего и нового клубов.
Лицензированием агентов, то есть предоставлением им права официально работать на футбольном рынке, занимается Международная федерация футбола. ФИФА подходит к выдаче лицензий на занятие этим весьма щекотливым, но одновременно и очень доходным бизнесом, чрезвычайно ответственно. Достаточно сказать, что в мире действует сейчас не так уж много официально зарегистрированных футбольных агентов, каждый из которых уплатил залог за лицензию весьма значительную даже по западным меркам сумму - 200 тысяч швейцарских франков (около 120 тысяч долларов США). В России на сегодня есть всего пять легальных, то есть лицензированных ФИФА, представителей этого корпуса - да еще несколько россиян, осев на Западе, также занимаются агентским бизнесом.
Ситуация, когда один лицензированный агент приходится на сотни действующих игроков, привела к появлению в России "черных", то есть действующих на футбольном рынке фактически нелегально, футбольных посредников.
Около двух лет назад на окраине Волгограда прозвучали выстрелы, оборвавшие жизнь Владимира Сайдалинова, имя которого было, как говорится, широко известно в узких футбольных кругах. Сайдалинов начинал свой околофутбольный бизнес с попытки продать известного форварда Олега Терехина, выступающего сейчас за столичный "Локомотив", сразу в четыре (!) клуба, из-за чего тот был дисквалифицирован на полгода. На момент гибели Сайдалинов владел всеми правами на группу игроков, в том числе Максима Шацких. Шацких серьезно интересовался в свое время питерский "Зенит", но клуб так и не сумел договориться об условиях перехода с Сайдалиновым - владельцем трансферного листа, без которого ни один игрок не имеет права сменить команду. Лишь после загадочной гибели Сайдалинова закончились метания Шацких по российским клубам средней руки - футболиста выкупило киевское "Динамо", как раз в ту пору продавшее в "Милан" Андрея Шевченко за 25 миллионов долларов.
Куда больше Сайдалинова известен в российских футбольных кругах тольяттинец Александр Гармашов. Официально он работает в местной "Ладе" - был и президентом, и генеральным директором клуба, сейчас значится главным тренером... Но больше он известен как человек, который представлял интересы таких известных в нашей стране игроков, как Алексей Бахарев и Максим Деменко. Именно по его настоянию они были вынуждены часто менять команды. Гармашов пытался в это время пристроить Бахарева в Европе, а когда из этой затеи ничего не вышло, футболист вернулся в "Ротор". Но как только стало ясно, что в волгоградском клубе назревают серьезные финансовые проблемы, Гармашов немедленно пристроил своего подопечного в донецкий "Шахтер".
Деменко же, заключивший год назад контракт с "Зенитом", с нескрываемым облегчением говорил о том, что срок его кабального соглашения с Гармашовым подходит к концу. Этот талантливый футболист так и не смог закрепиться ни в одном из элитных клубов России во многом из-за неумеренных аппетитов своего агента. Да и не только России - Деменко очень хотел видеть в своих рядах немецкий "Вердер", но Гармашов и Ко не желали продавать игрока меньше, чем за миллион долларов (заметим, что своего они почти добились - по имеющимся сведениям, "Зенит" выложил за права на Деменко 900 тысяч).
Когда я однажды спросил Олега Романцева, почему все-таки "Спартак", несколько лет назад усиленно интересовавшийся Деменко, так и не нашел с ним общего языка, получил обескураживающий ответ: "Нам его просто не отдали". Романцев привел любопытный пример из практики работы "черных" агентов. Оказывается, порой такому посреднику выгоднее передать футболиста не в ведущий клуб страны, а в заштатную команду, представляющую тот регион или крупный завод, с которым он имеет тесные связи в рамках собственного - не имеющего никакого отношения к футболу - бизнеса и получив взамен какие-то льготы или, скажем, внеочередной доступ к дефицитный продукции.
Совсем свежая история с вратарем Максимом Левицким, дисквалифицированным на несколько месяцев за то, что он выступал в "Сент-Этьенне", пользуясь фальшивым греческим паспортом (во Франции, как и в большинстве европейских стран, существует жесткий лимит на игроков, не являющихся гражданами стран Европейского сообщества, и украинский голкипер с помощью, видимо, руководства клуба стремился обойти этот запрет), также связана с тем, что игрок доверился советам сомнительных посредников. Левицкий признался: документ, оказавшийся поддельным, он получил еще в Новороссийске, когда играл за местный "Черноморец".
Увы, в России, где футболисты большую часть года проводят на сборах, а администраторы и клубные менеджеры решают за игроков почти все житейские проблемы, такая инфантильность взрослых вроде бы людей - не исключение, а почти что правило.
И тем не менее цивилизованный агентский бизнес в нашей стране пусть медленно, но развивается. Собирается создать собственное агентство Игорь Шалимов, один из опытнейших наших легионеров, восемь сезонов отыгравший в Италии, Германии, Швейцарии.
Кстати, именно по совету Шалимова Андрей Тихонов, отлученный минувшей осенью от "Спартака", заключил долгосрочный контракт с "Крыльями Советов" и лишь потом отправился в Израиль.
В последние годы ведущие российские клубы - "Спартак", "Локомотив", "Зенит" - попросту избегают контактов с "черными агентами". На Западе посредников без лицензии ФИФА не пускают дальше порога клубного офиса. Но пока в России есть достаточно команд, финансирующихся на средства из не вполне понятных источников, этому ремеслу вряд ли грозит вымирание.