ДРУГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРОВЕННЫМ,

Делегация ПАСЕ, возглавляемая лордом Джаддом, завершила поездку в Чечню и Ингушетию, где ознакомилась с положением беженцев и вынужденных переселенцев, ходом подготовки к референдуму по конституции Чеченской республики. Выводы, сделанные делегацией, лягут в основу доклада лорда Джадда на открывающейся в ближайший понедельник сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. По завершении поездки на Северный Кавказ лорд Джадд дал эксклюзивное интервью специальному корреспонденту "Труда".

- Каковы ваши первые впечатления от поездки?
- По мере того, как мы совершали нашу поездку в бронированных машинах из Минеральных Вод в Грозный, я смотрел в окно. Я смотрел в окно и думал, насколько же тяжело живется в этой стране людям. Я продолжал думать о том, что мы живем в XXI веке, и тем не менее существует такой огромный разрыв между одной частью Европы и другой.
Я думал над тем, как посмотрят на нас наши потомки через 200 лет. Они, видимо, будут спрашивать нас: как получилось, что наряду с такими странами, как Соединенное Королевство, Франция, Германия, недавно присоединившиеся к Европейскому Союзу Чехия, Польша, цивилизованная часть Российской Федерации, были такие регионы, как Чеченская республика, где сложилась такая тяжелая и совершенно неприемлемая ситуация. Сегодняшнее положение в Чечне подрывает наш общий авторитет. Поэтому, я думаю, за сложившуюся ситуацию несем ответственность все мы.
Конечно, какие-то небольшие сдвиги в сторону прогресса имеются. Мы видим, что по дорогам стало ездить больше машин, открылись небольшие лавчонки, но, конечно, это все несравнимо с общепринятой жизнью в остальной Европе. Лавчонки, которые открылись, больше напоминают жалкие халупы, в которых что-то продается, они совсем не похожи на то, что в Европе принято называть нормальным киоском. Видишь, как дети идут в школу. Но какие, с другой стороны, у этих детей перспективы в жизни?.. Так что мое первое впечатление состоит в том, что работы перед всеми нами - непочатый край.
- В каком направлении - прежде всего?
- Мы все знаем, - по крайней мере надеемся, что знаем, - что военного решения для сложившейся ситуации, о которой я сейчас вам сказал, просто не существует. Необходимо найти политическое решение. Поэтому всем сторонам конфликта надо немедленно начать думать над тем, как такое решение можно найти. С одной стороны, люди в Чечне стали думать о проекте конституции. Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Проведение референдума является исключительно важным. И здесь главное - насколько хорошо информировано население о том, что предлагается в рассматриваемом проекте конституции, каковы будут последствия этого документа в случае его принятия, как ведется его обсуждение, насколько глубоко освещают этот процесс средства массовой информации, отражая различные точки зрения.
Я был изумлен тем, что в двух лагерях беженцев в Ингушетии, которые мы посетили, ни один человек из тех, с которыми мы разговаривали, не видел проекта конституции. И никого из них не приглашали на встречи для обсуждения этого документа. Наверное, где-то в политических кругах Грозного и проходило реальное обсуждение проекта, высказывались разные мнения, но как обстоит с этим дело в целом по республике? Как составляются списки избирателей, которые примут участие в голосовании? Кого наделят правом голосовать? Насколько четко учитываются интересы тех чеченцев, которые проживают вне пределов Чечни? В ходе визита мне сообщали, что переписчики иной раз не добирались до некоторых кварталов Грозного, а уж что говорить об отдаленных населенных пунктах...
И я довольно сильно опасаюсь одной вещи. Я боюсь, что большинство избирателей может проголосовать "за" автоматическим образом. Но это не будет просвещенным голосованием, и люди довольно быстро разочаруются в том, что они проголосовали "за", поскольку проблемы останутся прежними, война будет продолжаться. При таком голосовании негативные последствия могут превзойти позитив.
Я считаю, что нужно, не теряя времени, углубить процесс подготовки и провести референдум так, как положено, - чтобы документ считало приемлемым подавляющее большинство населения.
- Ваш нынешний визит в Россию - шестой по счету. Вы действуете согласно линии, выработанной Европарламентом, или делаете собственные выводы, просто желая нормальной жизни регионам Северного Кавказа?
- Я считаю, что и та, и другая задача вполне соответствуют друг другу. Не хочу повторять очевидные истины, но считаю, что хороший друг должен быть всегда откровенным.
- Можно предположить, что ваш доклад на сессии ПАСЕ будет выдержан именно в том духе, как вы сейчас говорите?
- Я думаю, можно.
...Покидая Москву, докладчик комиссии ПАСЕ по политическим вопросам лорд Джадд сделал несколько важных заявлений. В частности, он будет просить российское правительство "еще раз подумать о сроках референдума в Чечне", поскольку, полагает он, "состоявшееся обсуждение проекта конституции не было достаточно широким". Кроме того, по мнению лорда, нынешняя "ситуация с безопасностью в Чечне просто не позволяет провести по-настоящему широкого обсуждения" проекта конституции, и референдум может стать формальным.
По мнению лорда Джадда, российские власти не проводят политики насильственного возвращения чеченских беженцев, хотя отдельные такие случаи, по его данным, имеются. Руководитель делегации ПАСЕ также думает, что переговоры с чеченскими экстремистами, в частности с тем же Ахмедом Закаевым, могут принести пользу России...