СТРАСБУРГ ВСТРЕЧАЕТ ГЕРОЕВ РЕВОЛЮЦИИ

Стартовавшая вчера зимняя сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), складывается такое впечатление, задумана с одной главной целью. Подвести итоги очередного этапа становления демократических режимов в Восточной Европе и странах СНГ после распада СССР. Организаторы форума не случайно говорят о том, что "кульминационными событиями" пятидневного дискуссионного марафона они считают выступления с высокой трибуны двух вождей постсоветской эпохи - лидера "каштановой революции" президента Украины Виктора Ющенко (во вторник) и лидера "розовой революции" президента Грузии Михаила Саакашвили (в среду).

Значительная часть парламентариев ПАСЕ испытывает, по разным причинам, симпатии к этим двум политикам, получившим власть во многом благодаря умелому управлению уличной стихией и мобилизации протестного электората. Тем не менее "сторожевой пес" демократии, как почтительно именуют Совет Европы, устроит здесь экзамен Грузии на предмет соблюдения там основных прав и свобод граждан, но он едва ли будет строгим.
Сегодня в первой половине дня пройдет церемония в честь 60-летия освобождения войсками Первого украинского фронта под командованием маршала Конева концлагеря Освенцим. Отдельной строкой в повестке дня прописана трудная судьба урегулирования такого стародавнего конфликта на постсоветском пространстве, как территориальный спор между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха. Хотя вялотекущий и пока малорезультативный переговорный процесс находится в ведении Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), страсбургские сидельцы, собирающиеся вместе четыре раза в год, хотят, похоже, внести свою лепту.
Под занавес вторника ожидаются дебаты по формулировкам резолюции о "деле ЮКОСа". В основу положен доклад спецпредставителя ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека, экс-министра юстиции Германии Сабины Лойтхаузер-Шнарренбергер. Документ, составленный на основе бесед спецпосланницы во время двух поездок в Москву, был одобрен в ноябре. В числе претензий - указание на "процедурные нарушения", хотя и сделана оговорка, что "некоторые утверждения были преувеличены командой адвокатов (ЮКОСа)".
Однако обличительный пафос резолюции заключается в другом, в непонятной для госпожи Лойтхаузер-Шнарренбергер "избирательности" правосудия. Что можно выразить более простой формулой: почему именно ЮКОС и только ЮКОС? А где остальные? Цитирую доклад: "Злоупотребление схемами минимизации налогов, в котором обвиняют ЮКОС, практиковалось и другими нефтяными и сырьевыми компаниями, работавшими в России, которые не стали объектом схожего переначисления налогов или их силового изъятия, а их руководители не подверглись уголовному преследованию"... Походит на завуалированный призыв к руководству России рассмотреть в судебном порядке все случаи уклонения от уплаты налогов и невыполнению большим бизнесом своих обязательств перед обществом.
Так или иначе, председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев счел выводы доклада однобокими и посетовал, что инспектор от ПАСЕ не сочла возможным принять в зачет информацию, предоставленную официальными российскими ведомствами. "Мы ожидали более сбалансированной оценки", - заметил Косачев, добавив, что в ходе нынешних слушаний будет представлено "особое мнение" Москвы. Известно, что страсбургские парламентарии редко меняют взгляды, даже под влиянием ранее не известных им фактов.