ЗА РОССИЮ НЕ ОБИДНО

Любая международная выставка живет как бы двойной жизнью - гостей и организаторов. Посетителям "Зеленой недели" нет дела до проблем стран, фирм и предприятий. Люди бродят по тридцати огромным павильонам выставочного комплекса в столице Германии среди множества стендов с уникальной продукцией, удивляются диковинным домашним животным, могут даже поучиться ловить рыбу, прокатиться на лошади, получить совет по части правильного питания и здорового образа жизни. Много ресторанов и закусочных с ценами заметно ниже, чем в городе. Кому немножко повезет, можно выпить и закусить бесплатно. Для полумиллиона берлинцев и приезжих "Зеленая неделя" - большой аппетитный аттракцион.

Общую картину праздника украшают выступления множества ансамблей, среди которых нет равных российским - песенно-инструментальный "Орелики" из Рязани, экзотический "Сеетей" из Ямало-Ненецкого округа, казачьи хоры из Ростова и Краснодара. Правда, не совсем к месту песня "Едут-едут по Берлину наши казаки" - берлинцам не ведом ее изначальный, наш победоносный контекст, но мелодия соответствует праздничному настроению.
Однако главное, конечно, заключается в исключительно важном деловом и политическом значении крупнейшей в мире сельскохозяйственной выставки. Сюда привозят свою продукцию аграрники со всех концов планеты. С 1926 года через нее прошло 69 тысяч компаний из 114 стран, а число специалистов и простых посетителей перевалило за 29 миллионов.
"Зеленая неделя-2005" собрала 1636 участников из 55 государств. Наша страна здесь в 12-й раз. Начинали мы со скромного стенда в 40 квадратных метров, а теперь есть и широта, и размах. Вот что сказал глава российского Минсельхоза Алексей ГОРДЕЕВ: "Представление национальной экспозиции российского агропромышленного сектора экономики на крупнейших специализированных зарубежных выставках является важнейшим инструментом проведения внешнеторговой политики России, определения экспортных приоритетов государства. Это новые возможности выхода на мировые рынки для отечественных производителей". Именно поэтому на нынешней "Зеленой неделе" Россия впервые представлена отдельным павильоном площадью 6 тысяч квадратных метров. Свою продукцию демонстрируют фирмы и организации из 19 регионов нашей страны. "Мы сегодня отмечаем, - сказал мне Христиан Геке, управляющий акционерным обществом "Messe Berlin", - что у России крупнейшая зарубежная экспозиция за всю историю "Зеленых недель". Она дает масштабное представление об этой отрасли экономики вашей страны".
Именно наш павильон пользуется наибольшей популярностью посетителей, сквозь плотные их потоки нелегко пробиться к стендам. Вполне закономерно, что среди почти сотни пресс-конференций встреча с российским министром собрала рекордное число журналистов. У Алексея Гордеева в Берлине была расписана буквально каждая минута, и он, видя интерес пишущей и снимающей братии, обратился с просьбой задавать по одному вопросу. Впрочем, после заданных мною вопросов министр уточнил: "Позвольте сделать исключение для газеты "Труд", одного из самых популярных изданий в России".
Так и оказался ваш корреспондент на зависть коллегам в привилегированном положении.
- С 1 мая прошлого года ЕС расширился на восток. Как может повлиять этот факт и фактор на российские интересы в сельскохозяйственной сфере?
- Ускоренное расширение ЕС без консультаций с Россией вызывает у нас определенное беспокойство и создает некоторые экономические трудности, связанные прежде всего с тем, что в Евросоюзе действует жесткий протекционизм для своей экономики, своего бизнеса. Европейский продовольственный сектор практически закрыт для многих соседних стран, что противоречит добросовестной конкуренции. После расширения ЕС Россия теряет традиционные рынки в ежегодном объеме примерно 300 - 500 миллионов евро. Но мы научились работать в условиях сильной конкуренции и уверены, что преодолеем возникающие сложности. Разумеется, производителям и переработчикам требуется государственная поддержка.
- Как развивается сотрудничество в этой сфере между Россией и Германией?
- Отношения между нашими странами, в том числе и в экономике, как никогда успешны. В прошлом году товарооборот достиг 30 миллиардов евро. Мы две крупнейшие страны в Европе, стратегические партнеры, связанные давними традициями. И есть еще фактор субъективный - скажу о нем не как министр, а как обычный гражданин. Между лидерами России и Германии - президентом Владимиром Путиным и канцлером Герхардом Шредером - сложились дружеские отношения, что является важным условием для прогресса во всем комплексе политических, экономических вопросов, включая и сельскохозяйственную сферу.
- В последнее время особо возрастает роль птицеводства в снабжении мясом населения нашей страны.
- Да, три года назад соотношение между импортом и собственным производством мяса птицы составляло 65 и 35 процентов, сейчас - 45 и 55 процентов. Птицепром динамично развивается - примерно 15 процентов ежегодного прироста. И очень важно, что наши граждане поняли: курица должна иметь как можно меньше вакцин и химических добавок, поступать в продажу охлажденной, разделанной для удобства приготовления. Мясо российской птицы является экологически чистым, лучшим по качеству. И к этому выводу пришли сами покупатели...
Кстати, о качестве. Германия стремится к тому, чтобы 20 процентов сельхозпродукции отвечало самым высоким экологическим стандартам, а у нас этот показатель уже достиг 80 процентов. На пресс-конференции среди прочего затрагивались и вопросы генномодифицированной продукции в России ("Мы такую не производим, но допускаем в продажу с обязательным указанием источника, и сам потребитель должен решить, покупать ее или нет"), о ветеринарном и фитосанитарном надзоре ("Жесткая позиция России еще раз доказала, что наша страна строго и неуклонно защищает свои интересы"), о квотах по рыболовству ("Ожидается, что будет решен комплекс задач, который уменьшит отрицательное влияние чиновников").
В ходе "Зеленой недели" я неоднократно обращался, беседуя со специалистами, к теме птицеводства. Ростовская область постепенно развивает экономические связи с землей Северный Рейн-Вестфалия, поставляя сюда растительное масло, зерновые культуры, речную рыбу, столь важный для Германии продукт, как колбасную оболочку (десять процентов всего германского потребления). Закупает оборудование прежде всего для птицеводства.
В беседе со мной Вячеслав ВАСИЛЕНКО, заместитель губернатора области, рассказал:
- В 2003 году мы произвели 18 тысяч тонн мяса птицы, а в 2004 - 26 тысяч тонн. В следующем месяце вступит в строй убойный цех на 4,5 тысячи голов в час - за смену дадим 50 тонн готового мяса птицы. Но для дальнейшего развития птицеводства очень важен рынок сбыта. А импортные квоты продолжают оставаться слишком большими. Нам нужна поддержка.
Интересы аграрников и, следовательно, интересы страны отстаивает Минсельхоз, а вот Минэкономразвития ставит палки в колеса.
- Чем занимаетесь на "Зеленой неделе", кроме демонстрации даров ростовской земли?
- Участвуем в конференциях, много встреч с бизнесменами. Провели, в частности, переговоры с фирмой "Fernot", производящей хорошие колесные трактора, но дороговатые. Договорились, что сначала они наладят у нас отверточную сборку, а потом мы перейдем на полное производство. Конечно, сэкономим на этом немало средств...
Нелегкими выдались в прошлом году климатические условия в России, но зерновых собрано 78 миллионов тонн - на 10,8 миллиона тонн больше, чем в предыдущем. Увеличилось производство мяса птицы, лучше стало с поставками на село современной техники, в чем немалая заслуга государственной лизинговой компании "Росагролизинг". На ближайшее время намечены четыре основных направления АПК. Это развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках; развитие зернового производства с перспективой роста экспорта; устойчивое развитие сельских территорий; повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса.
То, что уже сделано, наглядно проявляется в российском павильоне на "Зеленой неделе". Откровенно говоря, без нашей экспозиции с ее великолепным дизайном и культурным оформлением выставка оказалось бы бледнее, будничнее. Многоцветием и в буквальном смысле пьянящими ароматами ("Абрау Дюрсо" чего стоит) очаровывают посетителей стенды Краснодарского края, витрины "Алтайагропрода" - государственного унитарного предприятия, Микояновского мясокомбината, московского булочно-кондитерского комбината "Коломенское", АПК Рязанской области с тысячным ассортиментом молочных, мясных продуктов, меда, соков, фабрики домашнего мяса "Троя", имеющей более 30 золотых медалей за качество, из Ленинградской области, карачаево-черкесского комбината "Южный" - крупнейшего в Европе тепличного комбината, где внедрены самые передовые технологии производства овощей, ягод и цветов в закрытом грунте, продукция из северных округов.
В первые два дня я пытался проводить опрос среди посетителей, чтобы выяснить, чем им запомнился российский павильон, а что было не по душе. Однако быстро понял бессмысленность подобного занятия. Специалисты и просто прохожие, молодые и пожилые, - все единодушно отзывались с большой похвалой и о содержании стендов, и об их дизайне, и о музыкально-танцевальном сопровождении. Правда, одна гражданка преклонного возраста с легким недоумением посетовала: "Зачем выставлено так много спиртного, особенно водки?" Но мы-то знаем российскую аксиому, что водки много не бывает.
Демонстрация собственных успехов - только часть "Зеленой недели". В ее рамках прошла конференция "Инвестиции в аграрную и продовольственную промышленность - состояние и возможности сотрудничества России и Германии", где стороны откровенно высказались относительно перспектив в данной сфере. Привлек внимание 11-й международный аграрный форум "Восток - Запад: Устойчивое сельское хозяйство и инновации - шанс и вызов для политиков и общества", цель которого - развитие партнерских отношений в сфере агробизнеса между странами Восточной и Западной Европы.
Российская экспозиция продемонстрировала зарубежным партнерам возможности российского АПК, передовые наукоемкие технологии, качество и экологическую безопасность российских продуктов, инвестиционную привлекательность нашего агропромышленного комплекса.