ДОПЛАТЯТ ЛИ ЧИНОВНИКИ ЗА ПРИВАТИЗАЦИЮ?

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил о готовности уйти в отставку, не успев огласить результаты проверки законности приватизации 1993-2003 годов. Тем не менее финансовый итог известен: за 10 лет поступления в казну от продажи госпредприятий составили менее 370 млрд. деноминированных рублей. Справедливая ли это цена? Если нет, то можно ли как-то возместить потери казны? Вот мнение наших экспертов.

Ростислав ТИХОНОВ, ректор Налоговой академии:
- Сумма, полученная от приватизации, просто смешная. В начале 90-х проводилась оценка госсобственности, и, насколько я помню, речь шла о триллионах рублей. Оттуда и взялась чубайсовская формула: "Один ваучер - автомобиль "Волга". Но результат оказался совсем другой: вместо класса собственников получили горстку олигархов.
Хочется надеяться, что итоги проверки Счетной палаты будут обнародованы и последуют соответствующие решения власти. За разбазаривание госсобственности надо привлекать к ответственности - но не олигархов, а должностных лиц, через руки которых проходили документы. В законодательстве было много прорех, которыми пользовались в первую очередь корыстолюбивые чиновники. Разница между реальной и фактической стоимостью объектов индустрии ушла главным образом в их карманы. Когда говорят, что это недоказуемо, что "концов не найти", я готов поспорить. Вычислить "героев приватизации" не сложно. Думаю, даже состояние Абрамовича померкнет на фоне триллионов, растащенных бюрократическим аппаратом.
Павел ГРУДИНИН, директор ЗАО "Совхоз имени Ленина":
- В советское время предприятия были разные, государство не являлось эффективным собственником. Но факт, что даже такие лакомые куски, как металлургические гиганты и объекты нефтегазового комплекса, ушли за бесценок. Тем не менее представители власти дружно повторяют, что пересмотра итогов приватизации не будет. Хотя при этом выборочный пересмотр имеет место.
Думаю, сегодня невозможно заставить собственников возместить казне потери от приватизации. Но не исключаю, что налоговые органы могут кому-то выставлять счета: либо плати, либо - под суд. Впрочем, боюсь, государству и тут мало что перепадет. Слишком многое делается либо по блату, либо за взятки.
Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института глобализации:
- Крупная собственность досталась коммерческим олигархам, которые были назначены миллиардерами и своим презрением к стране возбудили общую ненависть. Неудивительно, что общество не признает их собственность легитимной. Но передел обернется хаосом. Ключ к решению - положение германской конституции: "Собственность обязывает". Если предприниматель развивает доставшееся имущество, создает рабочие места и исправно платит налоги, то к нему не должно быть претензий. Если же хищнически эксплуатирует недра, не обновляет оборудование, то он сам фактически демонстрирует, что не считает эту собственность своей. И почему мы должны считать иначе?
Есть способы узаконить собственность в глазах общества. Например, оценить реальную стоимость предприятий, проданных на залоговых аукционах, оформить неоплаченную в бюджет разницу как долг и обязать погасить в рассрочку. Понятно, что при 50 долларах за баррель нефти рассрочка одна, а при 20 - другая. Но важен принцип: нанес ущерб своей стране - компенсируй.
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ, глава Комитета по собственности Госдумы:
- Буду настаивать, чтобы выводы Счетной палаты стали достоянием общественности. Другое дело, что я не считаю правильным подводить промежуточные итоги приватизации, которая далеко не закончена. Для сведения: 75 процентов имущества до сих пор в собственности государства, региональной и местной власти. Вот где главные монополисты. Сегодня нас больше должны занимать проблемы демонополизации, чем итоги первого этапа приватизации. А идея ее пересмотреть возникает слишком часто. Но хочу напомнить, что когда сделки оформлялись, то они устраивали обе стороны - и продавца, и покупателя.
Удручает, что в стране очень плохо обстоят дела с правовой и экономической культурой. Стремимся в рыночную экономику, но отказываемся понимать, что она базируется на понятии "собственность". А претензии логичнее не собственнику выставлять, а чиновникам, оформлявшим сделки. Они ни копейки не вкладывали, а деньги гребли лопатой.