04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР АТЛАНТОВ: МЕНЯ НАСИЛЬНО СДЕЛАЛИ МОСКВИЧОМ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 25 Января 2005г.
На своей родине, в Петербурге, знаменитый оперный певец Владимир Атлантов бывает теперь редко. Как и вообще в России. С 1988 года, когда Владимир Андреевич покинул Большой театр, он живет в Вене. Вот еще отчего каждый его приезд сюда - событие для поклонников. Недавно Атлантов возглавлял в Петербурге жюри престижного Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова.

- Если позволите, сперва о моих впечатлениях от этого замечательного конкурса, - начал Владимир Андреевич. - Он проводился уже в шестой раз и, как всегда, выявил очень интересных исполнителей. Меня, например, порадовала 26-летняя Ольга Шуршина, обладающая великолепным сопрано. Чем порадовала? Профессионализмом, свойственным в ее возрасте далеко не всем вокалистам, а также глубоким проникновением в суть произведений, которые исполняла. Но в силу молодости и, соответственно, малоопытности она, как и все мы в начале карьеры, допускала небольшие промахи - сказывалось волнение. Поэтому отмечена "только" первой премией, но не Гран-при. Я уверен, что в будущем она сможет вырасти в серьезную и значительную певицу. Из мужчин отмечу Алексея Маркова. Замечательный баритон! Он показал такую удивительную кантилену, как будто уже много лет поет на сцене. Между тем на конкурсе он едва ли не впервые в жизни выступил с оркестром. Вот эти ребята, Шуршина и Марков, выделялись с первых прослушиваний, были безусловными лидерами.
- Я слышала, вас восхитил и обладатель баса Вадим Кравец...
- У Кравца скорее бас-баритон. Он очень живой, темпераментный певец. Ему требуется только одно: как говорят в нашем вокальном цеху, "набубенеть", то есть набраться силы, уверенности. Это приходит с возрастом. Да почти все участники конкурса мне понравились. Я верю в их будущее, поскольку вижу у ребят настоящий артистический кураж, исполнительскую культуру. В наше время подобное редкость. Пожалуй, только в Петербурге и встречаешь таких исполнителей!
- Почему именно в Петербурге?
- Здесь заботятся о молодых вокалистах. В частности, это делают Лариса Гергиева и ее муж Грайр Ханеданьян, организовавшие Академию молодых певцов Мариинского театра. Я живу в самом центре музыкальной Европы и хорошо вижу, где кто что поет. И горжусь своими земляками. Например, в Венской опере с большим успехом выступает лауреат одного из предыдущих конкурсов имени Римского-Корсакова, солистка Мариинского театра Анна Нетребко. Уверен, скоро со сцен мира зазвучат и голоса нынешних лауреатов.
- Владимир Андреевич, вы прежде не были замечены в жюри каких-либо конкурсов. Что подвигло вас приехать на этот?
- Лариса Гергиева, организатор этих певческих состязаний, еще в прошлом году предлагала мне принять участие в работе жюри, но я не смог по не зависящим от меня причинам: произошли трагические события в моей семье... Я тогда прислал приветствие участникам и пообещал, что как только смогу, обязательно приеду. Как видите, сдержал слово.
- А если бы конкурс проводился в Москве - поехали бы?
- Однажды меня пригласили возглавить там вокальное жюри конкурса имени Чайковского. Я тогда прислал организаторам список людей, которых хотел бы видеть в качестве арбитров. Когда они прочитали его, вероятно, поняли, что такое авторитетное жюри будет слишком независимо от оргкомитета, неуправляемо им, и больше мне не звонили. "Забыли" даже известить, что приняли на мой счет какое-то решение... Хотя почти вся моя карьера прошла в Москве, на сцене Большого театра. Я пел с удивительным ансамблем исполнителей: Ирина Архипова, Галина Вишневская, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко... Золотые голоса, золотая эпоха Большого! Рядом с ними просто невозможно было петь посредственно. Мы друг друга, что называется, держали в тонусе. Но после того как я ушел из Большого, меня туда никогда не тянуло. Театр вообще очень тонкое дело. Артистов без честолюбия не бывает, и я не встречал еще людей (хотя, наверное, они на свете есть), которые, покинув коллектив, готовы были бы восхвалять его.
- А почему ушли вы - в расцвете сил, карьеры?..
- Причины в основном творческие. Не все мне импонировало и в организации работы. Требовались преобразования. Однако руководство явно не желало их. Сам я считаю себя все-таки представителем петербургской школы. Меня в свое время заставили покинуть Кировский (нынешний Мариинский) театр и, по сути, насильственно перевели в Большой. Это тоже сказалось. Я - человек Петербурга. Здешняя аура мне ближе.
- Тем не менее вы не вернулись петь в город на Неве, а -уехали в Вену...
- Первым, кто мне позвонил, узнав, что я ушел из Большого театра, был Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинки. Но я предпочел Вену, куда меня пригласил мой импресарио - австриец, с которым я работал с 1970 года. Там я сразу получил предложение выступать в Венской опере. Оттуда проще было выбираться в другие европейские страны - Германию, Францию, Англию, Испанию... Не говорю уж о красоте этого старинного города, о его великих, многовековых музыкальных традициях.
- У вас в Вене свой дом?
- Был, но я его продал. Сейчас у меня там обычная квартира.
- В Россию вы впервые после 1988 года приехали только в 2002 году - спустя почти 15 лет. С чем связан такой долгий перерыв? Какие-то старые обиды "не пускали" или еще что-то мешало?
- Не ищите тайных причин. Просто до определенного момента было очень много работы, график выступлений - напряженный до предела.
- Ну а теперь, как следствие "напряженного до предела графика", тайм-аут? Вам 65 лет, и уже 5 лет вы не выступаете на сцене...
- Да, я очень нуждался в отдыхе. И ни о чем не жалею. Зато сейчас много путешествую. В том числе вот и в свой любимый Петербург.
- Два года назад вы дали небольшой концерт и мастер-класс для студентов Петербургской консерватории. Сейчас работали в составе жюри международного конкурса. Нет желания вернуться на более долгий срок, открыть, быть может, свой класс в той же Академии молодых певцов?
- Желания окончательно переходить на преподавание пока не возникает. Что касается мастер-классов, я проводил их неоднократно - в Петербургской консерватории, в Мариинском театре, был приглашен также в Финляндию. Если будут и впредь интересные предложения, конечно, соглашусь. Так что в Петербурге мы с вами, надеюсь, увидимся еще не раз.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников