ЕВГЕНИЙ СТЕБЛОВ: СКУЧАЮ ПО КОММУНАЛКЕ

- Я коренной москвич, мое детство прошло в коммуналке неподалеку от Рижского вокзала - на

- Я коренной москвич, мое детство прошло в коммуналке неподалеку от Рижского вокзала - на Первой Мещанской улице, теперь переименованной в проспект Мира. Этот район до сих пор люблю. С первых же лет жизни я открыл прелесть московской старины и даже ощутил свою причастность к истории нашего города. Ведь буквально в нескольких минутах ходьбы от нас находилась Большая и Малые Колхозные площади (ныне переименованные в Сухаревские. - А.С.), Сретенка, Лубянка. С самого раннего детства я любил бродить по исторической части города, рассматривая постройки прошлых веков, памятники и церкви. Я помню некоторых "старых" москвичей, то есть живших здесь еще в XIX веке. Например, сестер композитора Прокофьева - настоящих барынь, к которым я заходил в гости. В их особнячке я мог часами слушать воспоминания о той Москве.
- Житье-бытье в коммуналке сейчас вспоминается с содроганием?
- Мой папа работал радиоинженером, а мама - учительницей. Большинство же наших соседей были людьми из рабочей среды, поэтому они относились к нам не то чтобы враждебно, но достаточно настороженно. Между собой они прозвали нас "антилихентами". Может быть, отчасти из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука. Сами понимаете, коммуналка есть коммуналка со всеми неизбежными "радостями" совместного проживания... Но я так привязан к центру, что когда, будучи уже известным артистом, снимающимся в кино, получил отдельную квартиру неподалеку от ВДНХ, воспринял переезд как катастрофу. Потому что, как мне тогда казалось, тот, новый для меня, район был уже не Москвой, а какой-то деревней. Даже несмотря на то, что он был застроен новыми (по тому времени, конечно) домами.
- А по каким московским местам проходила ваша актерская биография?
- Все началось с театра кукол опять же в нашей коммуналке. Папа сделал мне складную ширму и научил вырезать кукольные головы из картона. Затем я придумал другую технологию - стал делать кукол из резиновых клизм. Вставлял в них стеклянные глаза, пробку вместо носа и вырезал рот. Я становился за ширму, и начиналось представление. Со своим "театром" выступал сначала на кухне, потом в школе и даже в Доме пионеров. Родители не препятствовали моему увлечению, но хотели, чтобы я стал филологом. И наняли мне частного педагога по литературе. А он оказался страстным любителем театра и привел меня в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов... Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. Таким образом моя судьба была решена. После школы я поступил в Щукинское театральное училище. Так что со всеми арбатскими переулками, причудливым узором оплетающими эту часть старой Москвы, меня связывает очень многое. Это веселые и отчаянные студенческие похождения, романтические прогулки с подругами...
После училища я поступил в Театр имени Ленинского комсомола, потому что здесь работал Анатолий Васильевич Эфрос. Но через сезон театр разогнали и Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а меня через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии. Правда, сыграл я там всего один спектакль, а затем перебрался на площадь Маяковского, в Театр Моссовета, где работаю с 1969 года по сей день. Я был счастлив, когда меня приняли в эту труппу, потому что мечтал поработать с легендарными "стариками" - Раневской, Марецкой, Пляттом, Бирман, Орловой.
- Было бы странно не упомянуть принесший вам первую славу фильм "Я шагаю по Москве". Как вы думаете, в чем причина его популярности?
- Наверное, дело в том, что там есть настроение любви, ее ожидания, поиска и надежды. Что близко и понятно каждому поколению людей. В картине рассказано о Москве начала 60-х годов, передана атмосфера города тех лет. Конечно, во время съемок мы не ожидали, что этот фильм станет классикой. А отправной точкой для образа моего Саши Шаталова стал характер соседа по все той же коммунальной квартире.
- Вы же имеете отношение и к знаменитой песне из фильма...
- Совершенно верно. Это я обратил внимание режиссера Георгия Данелии на мелодию композитора Петрова. И первым, кстати, спел ее. И был горд, когда после премьеры ее запели во всех электричках, дворах, домах. Потом в Москву приехал президент Никсон, и Хрущев принимал его под эту музыку.
- А как вы относитесь к изменениям, происшедшим в городе за последнее время?
- В основном положительно. Город стал более удобным для жизни, ярким и звонким. Но очень эклектичным, не имеющим какого-то единого стиля. И что самое обидное, мне кажется, Москва все больше и больше напоминает какой-то "усредненный" европейский город, не имеющий своего лица.