КОГДА ЖИЛЬЕ - МОЕ

Прошлой зимой Москва впала в ступор. Один труп, другой, третий... Девушка, мужик-работяга, женщина в годах... Все - в районе Битцевского парка. Заговорили о "битцевском маньяке" - самом жестоком и кровавом в новейшей истории России. Детей перестали отпускать одних на прогулку. Жен по вечерам встречали мужья.В январе 2006-го нераскрытыми числилось уже 7 убийств. Журналисты выдвигали самые немыслимые версии. Следователи и опера упорно молчали.32-летнего Александра Пичушкина задержали лишь 16 июня 2006-го.

Причина этого благообразия в том, что эти два дома, в которых 100 квартир, не обычная муниципальная собственность, а товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Луначарского-Пробная" (по названию улиц, где расположены дома). Уже три года, как объединились владельцы квартир в товарищество. Сначала жили как все, но когда служба единого заказчика прислала очередной "сюрприз" - значительное повышение цен на коммунальные услуги, пустились в "свободное плавание".
- На собрании жильцов решили заключить договоры напрямую с организациями, подающими тепло, воду, электричество, вывозящими мусор, - говорит председатель ТСЖ Наталья Мищенко. - Зачем нам посредники? Когда заключали договор на тепло, нам предложили стоимость одной гигакалории 1200 рублей, как для юридических лиц. А ведь известно, что все другие граждане платят по 367 рублей. Полтора года нам пришлось доказывать на разных уровнях, что мы - такие же жильцы, как и все остальные, и наше ТСЖ, являясь юридическим лицом, не занимается бизнесом, как другие управляющие компании. И в январе 2005 года добились, чтоб для ТСЖ установили в городе одинаковые со всеми тарифы.
Все три года ТСЖ "Луначарского-Пробная" существовало в постоянном поиске. Были времена, когда на счету вообще не было ни рубля. Им звонили и предупреждали: если не внесете деньги, отключим тепло. Члены правления отправлялись по квартирам, собирали по 500 рублей, чтоб разрешить ситуацию. А потом решили создать накопительный фонд, в который каждая семья перечисляет ежемесячно 250 рублей. Эти средства ТСЖ использует на ремонт, благоустройство территории, приобретение необходимого оборудования...
- Аварийно-техническим обеспечением у нас занимается организация "Комфорт", - рассказывает Наталья Мищенко. - Но мы сразу договорились: нам не надо, чтобы слесарь приходил от аварии к аварии, когда кто-то позвонит. Необходимо бывать в подвалах регулярно, следить за всем. Где-то, возможно, труба подтекает, болт расслабился или фильтр засорился. Нужен постоянный профилактический осмотр. Но, признаюсь, и сами ремонтируем. Однажды полетел распределитель горячего водоснабжения. Слесаря говорят: ремонту не подлежит, надо купить новый, а стоит он 700 евро. Что делать? Мой муж принес распределитель домой, аккуратно разобрал его, поменял прокладку, собрал заново и поставил. Работает. Наша задача - минимизация всех затрат. Если правильно организовать дело, заключить договоры без посредников, даже не ставя приборы учета потребления воды, тепла, получится экономия как минимум 30 процентов. А это самым положительным образом отразится и на состоянии семейного бюджета членов ТСЖ.
ТСЖ "Луначарского-Пробная" повезло. У них есть своя Наталья Мищенко, умудрившаяся подписать с Петрозаводскими коммунальными системами экономный и выгодный договор для жильцов.
- Как так получилось?
- Мы с руководством компании обговорили каждый пункт протокола разногласий и нашли компромиссный вариант.
- А меняется ли отношение самих жителей к общему дому?
- Безусловно. Сначала было трудно организовать их даже на собрание. Хорошо, если половина придет. Мы косили траву во дворе, высаживали деревья, а некоторые соседи говорили: зачем вам это нужно? Ну как же не нужно? Это ведь наш двор, мы здесь живем, и все должно быть красиво. Люди меняются, стараются помогать, поддерживать. В прошлом году на годовое собрание пришло уже 80 процентов жильцов.
Теперь ТСЖ "Луначарского-Пробная" собирается участвовать во всероссийском конкурсе товариществ собственников жилья. В прошлом году оно было удостоено диплома третьей степени, единственное в Карелии.