"ЛУЧШЕ ПЕТЛЯ, ЧЕМ ТАКАЯ ЖИЗНЬ"

Российские граждане Ирина Рудых и Антон Палаткин осуждены в Непале по обвинению в убийстве. Каждого местный суд приговорил к 21 году лишения свободы. Объективность расследования, проведенного местными властями, внушает серьезные сомнения. По данным МИД РФ, прямых улик против наших соотечественников нет, на судей оказывалось сильное давление со стороны родственников погибшей. "Труд" начинает собственное расследование случившегося.

Под Новый год давно уже живущая в Непале 40-летняя Ирина Рудых внезапно позвонила своей матери Екатерине Николаевне в Ростов-на-Дону. Она рыдала: "Меня упекли за решетку до конца жизни!"
Обстоятельства вынесения приговора, о которых рассказала Ирина родственникам, вызвали оторопь. В день последнего заседания Ирину доставили в суд к назначенному часу. Поднимаясь по лестнице, она увидела выходящими на улицу родственников погибшей. Следом шел и судья. "Рассмотрение дела завершено", - объяснили ей. Как выяснилось, при вынесении приговора не присутствовал даже ее адвокат-непалец.
...Ирочка росла тихим впечатлительным ребенком. В ней рано проснулась тяга к странам Востока с их необычной культурой. Окончила музыкальное училище и стала путешествовать в качестве паломницы. Деньгами помогала Екатерина Николаевна, метавшаяся между тремя работами. Ира подолгу жила в Индии, обучалась йоге. Бывала в знаменитом монастыре Шаолинь, встречалась с далай-ламой. Но только в Непале обрела душевную гармонию, которую утратила в результате несложившейся семейной жизни. Брак распался, осталась маленькая дочь Яна, воспитание которой она доверила матери.
В столице Непала Катманду Ирина открыла школу для соотечественников. Там приезжих из России обучали йоге, основам буддизма, ритуальным танцам. Сама жила в небольшой квартирке, в доме, которым владел ее земляк Антон Палаткин. Управляться по хозяйству последние полтора года ей помогала 21-летняя непальская девушка Руку. Когда 15 июля 2006 года Ирина отправилась в монастырь Копан "заниматься духовными практиками", квартиру доверила служанке. По существующим правилам в течение двух недель, до 31 июля, Рудых не имела права покидать духовный центр.
23 июля ей сообщили, что Руку исчезла. 1 августа Ирина вернулась домой и ахнула. Дверь квартиры взломана. Вокруг следы борьбы и пятна крови. Исчезли компьютер, ее личные вещи, 2,5 тысячи долларов и четыре чемодана вещей, принадлежащие российским туристам, приехавшим на обучение. 5 августа в 30 километрах от столицы был найден чемодан предположительно российского производства. В нем - расчлененное тело Руку. Хотя у Ирины было очевидное алиби (в материалах суда имеется официальное подтверждение, что в те дни она не покидала стен монастыря), ее и Палаткина взяли под стражу.
Дальнейшие действия органов следствия не поддаются логике. Какой смысл Ирине убивать помощницу, которая безупречно работала у нее? Зачем грабить саму себя? Для чего грабить собственных гостей, которые платили за обучение и собирались еще приехать в Непал, а заодно порекомендовать Ирину своим знакомым? Как хрупкая женщина могла убить и расчленить жертву? К тому же на ножах, фигурировавших в суде, нет отпечатков ее пальцев. Одним словом, ни одной прямой улики.
И еще один важный нюанс. У Рудых была просрочена виза. В этой ситуации любым способом привлекать внимание полиции - значит немедленно отправляться за решетку.
И, может быть, самое загадочное: домработница Палаткина также пропала. Исчезли и ее родственники, которые до сих пор не найдены - ни живыми, ни мертвыми.
Следствие шло полтора года. Все это время семьи узников-россиян пытались обратить внимание нашего консульства на то, что судебные органы Непала игнорируют очевидные факты. Но официальный ответ из МИД России обескуражил: "На судей оказывается сильное давление со стороны родственников погибшей. Несмотря на отсутствие прямых улик, они намерены добиться от местных властей если не обвинительного приговора, то по крайней мере денежной компенсации. К тому же дело усугубляется общей политической нестабильностью в стране". Понимать это следовало, очевидно, так: "Сделать ничего не можем, справедливости добивайтесь сами".
Поехать в Непал, чтобы провести собственное расследование, семьи Рудых и Палаткина не в состоянии. На адвоката и переводчика истрачены последние деньги. Екатерина Николаевна беспокоится, успеет ли адвокат из Непала в отведенные законом сроки подать апелляцию, так как постоянно ссылается на большую занятость.
Между тем здоровье Ирины ухудшается день ото дня. В ее тюремной камере площадью 15 квадратных метров содержатся еще 15 крикливых, постоянно ругающихся между собой женщин. Помещение сырое, под ногами крысы, на стенах - тараканы. На днях она прислала матери письмо. В нем такие строки: "Если терпение закончится, сплела прочную веревку, которую прячу под подушкой. Лучше петля, чем такая жизнь".
ЧТО ТАКОЕ НЕПАЛЬСКАЯ ТЮРЬМА?
- В Непале всего 74 тюрьмы, пояснил "Труду" известный на Востоке юрист и ученый Локендра Шарма. - Условия содержания в них тяжелейшие. Камеры холодные, повсюду шныряют крысы, тараканы, блохи, отсюда и многочисленные заболевания, от них, кстати, никто вас там лечить не будет. Про питание вообще говорить нечего. Полиция долго не разбирается с подозреваемыми. Зачастую арестовывают всех знакомых подследственного, даже чистильщика обуви на соседней улице. Здесь расчет простой: кто-то да расколется. При этом всех задержанных сажают - для профилактики - не в обычную камеру, а в так называемый пенал. Полежит так свидетель пару недель и обязательно признается в совершенном преступлении. По моим данным, в наших тюрьмах находятся еще пять граждан России, попавшие туда в основном из-за наркотиков и драк. Кстати, то, что россиянка 2 года ждала, пока ее дело рассмотрит суд, - обычная практика в Непале, ничего удивительного в этом нет. Благо в нашей стране нет ни смертной казни, ни пожизненного заключения, а максимальный тюремный срок - 25 лет. Сколько есть времени у Ирины и ее адвоката, чтобы подать прошение о пересмотре в апелляционный суд? Ровно шесть месяцев - не больше и не меньше. Очень надеюсь, что это дело закончится намного скорее.
МОНАХИ ВСТУПИЛИСЬ ЗА РОССИЯНКУ
- У следствия имеются доказательства невиновности Ирины, только почему-то судья не хочет принимать их во внимание. В частности, в монастырь, в котором проживала обвиняемая, был направлен запрос адвокатов относительно местонахождения женщины в момент убийства. Монахи подтвердили факт пребывания россиянки на территории монастыря, но бумага до сих пор не рассмотрена в суде. Известно, что на следующей неделе Ирина собирается обратиться в апелляционный суд Непала с прошением о пересмотре дела, - рассказал "Труду" источник, близкий к следствию.
КТО И ЗАЧЕМ ЕДЕТ К БУДДИСТАМ
- Монастыри в Непале расположены в основном в горных районах, - рассказывает Кришна Шреспха, непалец, проживающий в Москве уже много лет. - Они бывают буддистские и древнейшей религии, которая по-непальски звучит как "бонпо", но их больше в Тибете. Существуют, конечно, женские, мужские монастыри, но по большей части нет такого разделения на пол, они в основном общие. Правда, есть отдельно женская секция, отдельно мужская. В некоторых монастырях Непала, например в Копане на окраине столицы Катманду севернее Боудданатха - одной из главных буддистских святынь, туристы могут сами ощутить атмосферу той жизни. За определенную сумму у иностранцев есть возможность пожить две-три недели вместе с монахами, пообщаться с ними, пройти курсы медитаций в монастыре, получить доступ к обширной библиотеке. Пять основных правил для пребывающих в монастыре: запрещены убийства, воровство, ложь, сексуальные контакты и употребление наркотиков, алкоголя и табака.
Известно, что многие знаменитости частенько отправляются отдохнуть от дел насущных именно в непальские монастыри, среди них такие известные имена, как Жан-Поль Бельмондо, Стивен Сигал, Клаудиа Шиффер, Рикки Мартин, Ричард Гир и многие другие. Наши Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков отправлялись в Непал, чтобы снять фильм об этой стране. "Я просто изучил то, что мне было интересно изучить, и отношусь к этой культуре с большим уважением", - заявил по приезде лидер группы "Аквариум".
МИД РОССИИ ОТВЕТИЛ НА ЗАПРОС РОДИТЕЛЕЙ ИРИНЫ
МИД РФ. Исх. N 31175 кд
От 27 августа 2007 г.
Уважаемая Екатерина Николаевна!
Ваше письмо в отношении Вашей дочери Рудых И.С. рассмотрено в Консульском департаменте. По информации, полученной из Посольства России в Катманду, можем сообщить следующее.
6 августа 2006 г. правоохранительные органы Непала проинформировали Посольство России в Катманду об аресте гражданина России Палаткина Антона Александровича, подозреваемого в убийстве непальской гражданки, а 8 августа 2006 г. "была задержана гражданка России Рудых Ирина Станиславовна, долгое время находившаяся в Непале с просроченной визой и также подозреваемая в причастности к делу об убийстве" (в ходе следствия выяснилось, что погибшая работала в качестве прислуги у И.С. Рудых). На момент исчезновения непальской девушки И.С. Рудых проживала в одном доме с А.А. Палаткиным, а незадолго до обнаружения полицией тела погибшей сменила место жительства, переехав в одну из небольших гостиниц г. Катманду, где и была арестована.
С августа 2006 г. по делу И.С. Рудых и А.А. Палаткина состоялось уже несколько судебных заседаний, которые, однако, не дали никаких конкретных результатов. По словам адвокатов задержанных, на судей оказывается сильное давление со стороны родственников погибшей, которые, несмотря на отсутствие прямых улик, намерены добиться от местных властей если не обвинительного приговора, то, по крайней мере, денежной компенсации. К тому же дело усугубляется общей политической нестабильностью в стране, нередко судебным органам приходится работать под сильным нажимом со стороны самых разных общественных и политических групп и организаций.
Не способствует быстрому завершению процесса и то, что в непальском законодательстве нет закона, определяющего максимальный срок содержания под стражей без предъявления обвинения. По этой причине имеются случаи, когда люди проводят в заключении длительное время без вынесения какого-либо приговора.
В целом, по информации Посольства, состояние обоих задержанных росграждан оценивается как удовлетворительное, противоправных действий по отношению к ним за период содержания под стражей не совершалось. Адвокаты Ирины Станиславовны и А.А. Палаткина выражают надежду, что их дело за неимением улик в результате может быть закрыто, однако нельзя исключать, что судебный процесс затянется.
30 января и 28 июня с.г. Посольством в МИД Непала были направлены ноты с выражением озабоченности по поводу судьбы находящихся под стражей И.С. Рудых и А.А. Палаткина и затягивания судебного разбирательства. Официального ответа от властей пока не получено.
Российское Посольство продолжает держать этот вопрос на контроле.
При получении новой информации о судьбе Вашей дочери сообщим Вам незамедлительно.
С уважением, Начальник отдела стран Азии МИД РФ С. Алифанов
Версия российского консула Алексея Буданова
Корреспонденты "Труда" попытались выяснить судьбу Ирины Рудых и Антона Палаткина в российском посольстве в Катманду. В течение двух дней нам давали один и тот же ответ: "Консул отъехал, перезвоните через три часа". Мы уже стали думать, что судьба россиян мало беспокоит посольство и лично консула Алексея Буданова, который занимается этим делом. Однако на третий день он все-таки согласился пролить свет на эту темную историю.
- Действительно, - сказал Буданов в телефонном интервью, - еще 23 декабря местный суд вынес обвинительный приговор, согласно которому Рудых и Палаткин приговорены к длительным срокам заключения. Однако вы должны понимать, что ситуация в Непале на сегодняшний день крайне нестабильная, просто не передать словами, что происходит на улицах. Постоянные революции, мятежи, на улицах беспредел... Непальцы на днях забросали камнями машину китайского посла. В связи с этим проблематично достать нужные бумаги, поговорить с нужными людьми. На этой неделе я должен был встретиться с адвокатом Ирины (Шэр Бахадур. - Прим. авт.), но по тем же причинам встреча не состоялась. Пока он собирает все нужные бумажки для прошения об апелляции, так как на прошедшем заседании были рассмотрены не все имеющиеся доказательства невиновности осужденной. Я нахожусь с Ириной в постоянном контакте. Она жаловалась мне на боли в спине. В тюрьме есть врач, который, кстати, окончил петербургский медицинский институт. Я попросил его осмотреть женщину в срочном порядке и принять необходимые меры. Относительно условий содержания ничего вам рассказать не могу, это же женская тюрьма... Я там не был. Но вы должны понимать, что Непал - южноазиатская страна, стандарты этого государства значительно отличаются от российских. Насколько мне известно, у нашей соотечественницы в камере есть даже телевизор, необходимые для быта вещи. Я сам лично на заседании суда не присутствовал. Во-первых, из-за постоянных переносов слушания, и во-вторых, нас ни разу не оповестили о намеченном заседании. Есть ли возможность депортации Ирины Рудых и Антона Палаткина из страны? Вряд ли, ведь нет такого договора о реадмиссии между Непалом и Россией.