Алексей Учитель: «После „Края“ я стал другим»

Фильм «Край» получил четыре «Золотых орла-2011», а Алексей Учитель стал обладателем приза за лучшую режиссуру

«Труду» Учитель рассказал о том, чем ему дорога эта картина.

— Герои фильма «Край» — совсем простые люди, в отличие от героев предыдущих ваших картин. Захотели стать ближе к народу?

— Я всегда считал, что надо снимать высокохудожественное кино, но при этом понятное всем и каждому, а не только узкому кругу интеллектуалов. Возможно, раньше у меня просто не было таких финансовых возможностей для создания картины, чтобы в ней все было масштабно, по-настоящему, по максимуму.

— Когда в картину вкладывают большие деньги, то ответственность режиссера еще более велика, не так ли? Не боялись, что не сможете оправдать ожидания?

— Я же не новичок в кино. Очень хорошо осознаю, за какую работу берусь. Мы построили целый поселок, с мостом, взяли напрокат раритетные паровозы и вообще старались все делать хорошо.

— Говорят, вы диктатор на съемочной площадке.

— Какой же я диктатор, если позволяю актерам импровизировать, советуюсь с ними? Например, Владимира Машкова считаю не только исполнителем главной роли — машиниста Игната, но и одним из создателей фильма.

— Что вас больше всего поразило в Машкове, получившем «Золотого орла» за свою роль? Чем он отличается от других?

— Всем Володя отличается от других. Не буду говорить о том, что на съемках Машков без дублеров водил гоночный паровоз и совершал сложные трюки, один из которых — падение с 20-метровой высоты, без страховки, на картонные коробки. Он с первого до последнего съемочного дня (а это почти год) был Игнатом. Не знаю, кем он себя ощущал в свободные от съемок дни, но на площадке он полностью жил как его герой: дышал, ходил, жевал, любил, как мог любить только Игнат. Если это была видимость, то он создал ее на очень тонком, невидимом даже мне уровне. Поразил меня Машков также железной дисциплиной, отсутствием звездности, силой воли, глубиной натуры. Знаю, что «Край» дался Володе очень непросто. Газеты писали о его частной жизни, он злился, нервничал. Но обиды, эмоции не отражались на работе.

— Вы впервые работали с иностранной актрисой Аньоркой Штрехель, которая стала обладательницей «Золотого орла» за лучшую женскую роль. Как вы нашли друг друга?

— Аньорку Штрехель я увидел случайно, в немецкой картине на фестивале в Карловых Варах. Аньорка — театральная актриса, которая к моменту нашей с ней встречи снялась только в одном фильме. После единственной пробы я сразу утвердил ее на роль Эльзы. Помимо замечательной игры она сама выполняла всю тяжелую мужскую работу в фильме — и огромные камни таскала, и бревна. Она очень сильная и талантливая женщина.

— Драматургия всех ваших фильмов построена на преодолении героями экстремальной ситуации. В «Крае» тоже есть эта роковая пограничность, за которой или бездна, или спасение?

— Герои не только преодолевают трудные жизненные обстоятельства, но вместе с этим происходит перестройка их душ. Все они меняются — как в лучшую, так и в худшую сторону. Думаю, что и актеры после съемок «Края» стали немного другими. И я стал другим.