По поручению президента Минтранс подготовил и направил на согласование в заинтересованные ведомства проект комплекса мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. Среди основных — дать возможность российским авиакомпаниям применять «невозвратные» тарифы, отменить запрет на допуск иностранцев за штурвалы самолетов, брать отдельно деньги за перевозку багажа, не кормить пассажиров на борту, если полет длится менее трех часов.

Нетрудно заметить, что все эти предложения, во-первых, в интересах авиаперевозчиков, но никак не пассажиров или отечественных производителей. И во-вторых, предложения носят половинчатый характер и не в состоянии существенно сказаться на стоимости полета. Тогда какой смысл затевать сыр-бор?

Мы спросили наших экспертов, что на самом деле можно сделать, чтобы авиабилеты стали дешевле.

Вениамин Коршунов, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта

— Прежде всего надо снижать стоимость горючего и наземного обслуживания. Ни для кого не секрет, что эти цены имеют монопольное происхождение. Мы нефтедобывающая страна, но авиационный керосин слишком дорогой. Бывали дикие случаи, когда наши борты вылетали за рубеж с неполными баками, чтобы дозаправиться в Эмиратах и на этом сэкономить.

Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и социального развития

— Надо думать о полном реформировании экономики воздушного транспорта — начиная с производства техники и кончая авиаперевозками. Мы страдаем от системных издержек, ставших следствием разрушения отечественного авиапрома. Надо брать пример с тех стран, которые национальную экономику строят в расчете на собственное производство. Наша главная беда — жуткий монополизм и практически кабальная зависимость от иностранного производства. И все это отражается в цене билета как в зеркале.

Анатолий Бунарев, председатель Общероссийского профсоюза авиаработников

— Вот обратите внимание: даже у пяти наших ведущих авиакомпаний цены на авиабилеты при полетах на одинаковое расстояние сильно разнятся. А если несколько компаний летят по одному маршруту, то цены примерно одинаковы. То есть налицо и монополия, и корпоративный сговор.

Практически все компании выступают за допуск к гражданским перевозкам иностранцев. Свою резко отрицательную позицию по этому поводу мы уже озвучили, но ведь идея снова крутится в головах чиновников. Да, сегодня командиров у нас немного не хватает, зато вторых — пруд пруди: училища их выпускают все больше. Никто не мешает ведущим авиакомпаниям более интенсивно взяться за подготовку и повышение квалификации пилотов до командиров. И думать не о том, как сэкономить на этом деле, а как сделать труд российского пилота комфортным и престижным. За рубежом предоставляют сотрудникам широкий спектр социальных услуг, таких как дополнительное медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льготных и бесплатных авиабилетов, единовременная материальная помощь, бесплатное питание в рабочее время, бесплатное обучение для повышения квалификации, бесплатный проезд до места работы на городском транспорте, бесплатные парковочные места на стоянках аэропорта и многое другое. Будут такие условия — выстроится очередь желающих сесть за штурвалы. И никакие иностранные пилоты и другие авиационные специалисты авиаперевозчикам не понадобятся.