Самсон и бультерьер

Выставка «Новая мифология» Ольги Тобрелутс открылась в Московском музее современного искусства

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке открылась выставка «Новая мифология» Ольги Тобрелутс. «Труд» увидел здесь еще одно свидетельство того, как порой несправедливо талантливых художниц оттесняют в тень их коллеги-мужчины.

Ольга Тобрелутс известна в первую очередь тем, что была едва ли не единственной женщиной в «Новой академии» — карнавальной артгруппе, созданной Тимуром Новиковым в 1989 году в Ленинграде.

В лихие 90-е, когда все против чего-то выступали, за что-то боролись или погрязли в чернухе, они устроили настоящий эротический праздник с переодеваниями в духе римских сатурналий. Тобрелутс в «Новой академии» работала тщательно: сняла фильм — манифест группы, сделала несколько серий фотоколлажей и вообще пыталась разбавить живопись медиаартом (все эти работы представлены на выставке). После смерти Новикова «Академия» распалась, и все ее члены отошли от неоакадемизма. И только Ольга Тобрелутс продолжает писать огромные картины в стиле «как завещал мастер».

На масштабной, занимающей четыре этажа ретроспективной выставке — лучшие работы Ольги: Элвис Пресли в костюме средневекового рыцаря, мускулистые и загорелые Самсоны, раздирающие пасти бультерьерам, солдаты американской армии в образе римских легионеров. Ироничное совмещение античности и современного масскульта — любимый постмодернистский прием художницы, доставшийся в наследство от неоакадемизма. Парадокс в том, что эти работы она создала уже после распада «Академии», хотя их до сих пор привычно зачисляют в актив направления Тимура Новикова, забывая о том, сколько своего личного привнесла в него Ольга Тобрелутс.